Энергоаудит: цели, мероприятия, результат, ответственность

Содержание

Подлежащие обязательному энергетическому обследованию

Энергоаудит, класс и паспорт энергоэффективности, мероприятия по энергосбережению

При раскрытии информации управляющими компаниями (ПП РФ №731) на портале Реформа ЖКХ и сайте УК в форме 2.1 «Общие сведения о многоквартирном доме» есть поле, в котором необходимо указать класс энергоэффективности МКД. В этой статье постараемся разобраться с вопросом класса и паспорта энергоэффективности, кем и как он присваивается, а также для чего нужен.

Что такое энергоаудит

Как мы упомянули выше, при раскрытии информации по утверждённым приказом Минстроя №882/пр формам, нужно указывать класс энергоэффективности жилого дома при его наличии. Если класс энергоэффективности не присвоен, то это поле нельзя оставить пустым, но можно указать там какое-либо значение. В данном случае будет считаться, что требования законодательства по этому вопросу раскрытия информации исполнены в полном объеме, поскольку по закону у УК нет обязанности проводить энергетическое обследование МКД.

Но с другой стороны, отсутствие в форме 2.1 раскрытия информации класса энергоэффективности может уже стать поводом для проверки управляющей компании на наличие паспорта энергоэффективности многоквартирного дома. Поскольку отсутствие указание класса энергоэффективности МКД прямо указывает на невыполнение энергоаудита дома. Процедура хотя и является добровольной, но так или иначе должна проводиться в обязательном порядке один раз в пять лет в соответствии с законодательством.

Поэтому данный вопрос до сих пор остаётся спорным и неоднозначным. В целом же, отношения по энергосбережению и повышению энергеоэффективности определены в ФЗ №261 от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В п.5 ст.15 ФЗ №261 сказано, что энергетическое обследование проводится на добровольной основе. Исключение составляют случаи, если согласно данному федеральному закону энергоаудит проводится обязательно.

В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ №261 энергоаудит может проводиться в отношении любых зданий и объектов системы коммунальной инфраструктуры, включая многоквартирные дома.

Энергетическое обследование проводится для (п.2 ст.15 261-ФЗ):

  • получения объективных данных об объёме используемых энергоресурсов;
  • определения показателей энергоэффективности;
  • определения потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • составления списка мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также для проведения оценки их стоимости.

По закону энергетическое обследование проводится обязательно управляющими компаниями, если (п.1 ст.16 ФЗ №261):

  • многоквартирные дома вводятся в эксплуатацию после вступления в силу ФЗ №261 от 27.11.2009 года или прошли реконструкцию либо капитальный ремонт (п.6 ст.11 ФЗ №261). По таким МКД один раз в 5 лет проводится энергоаудит;
  • превышена предельная величина совокупных затрат на приобретение энергоресурсов. Критерием для определения необходимости проведения энергоаудита служит объём совокупных затрат УК на приобретение природного газа, теплоэнергии, угля и электроэнергии.

Максимальная величина совокупных затрат указана в Постановлении Правительства РФ №818 от 16.08.2014 года «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований». Эта предельная величина равна 50 миллионам рублей.

Следовательно, если совокупная сумма расходов УК за календарный год превысит 50 миллионов рублей, такая компания должна обязательно провести энергетическое обследование (пп.5 п.1 ст.16 ФЗ №261). В противном случае энергетическое обследование является добровольным.

В законе ничего не сказано о необходимости проведения энергоаудита в отношении старого жилищного фонда. Но законодательно закреплено, что каждый объект, потребляющий топливно-энергетические ресурсы, должен обязательно пройти хотя бы 1 обследование за 5 лет с момента вступления ФЗ №261 в законную силу.

Ответственность за несоблюдение сроков проведения обязательного энергоаудита по п.8 ст.9.16 КоАП РФ наступает для УК в виде наложения административного штрафа для:

  • должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 до 15 тысяч рублей;
  • юридических лиц – от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергоаудит МКД состоит из следующих мероприятий:

  • энергетического обследования многоквартирного дома посредством тепловизионной съемки, сбора статистической информации, измерений;
  • оценки качества материалов конструкций, применяемых при постройке дома;
  • анализа полученной информации, составления выводов;
  • разработки теплового баланса МКД и мероприятий для повышения энергоэффективности здания;
  • составления отчёта с заключениями по всем пунктам и оценки потенциального объёма экономии.

Для чего нужен энергоаудит МКД

Энергетическое обследование МКД призвано определить и устранить причины потерь энергоресурсов в подъездах и квартирах собственников помещений в данном доме. Тепло из домов может утекать через не утепленные кровельные перекрытия, оконные трещины, старые двери и холодные, сырые подвальные помещения. Знание источника утечки тепла поможет принять меры по его устранению.

Мероприятия по повышению энергоэффективности МКД позволят сэкономить расходы на использование энергоресурсов каждым собственником помещений в жилом доме.

Класс и паспорт энергоэффективности

Правила определения классов энергетической эффективности МКД утверждены Приказом Минрегиона РФ №161 от 08.04.2011 года. Класс энергоэффективности многоквартирного дома присваивается для мониторинга и сбора информации об уровне его энергетической эффективности, формирования списка мероприятий энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

По законодательству класс энергетической эффективности присваивается органами ГЖН (ст.12 ФЗ №261). Для этого нужно:

  • провести энергетическое обследование специализированной организацией, входящей в СРО;
  • представить паспорт энергоэффективности в ГЖН;
  • разместить на углу фасада МКД, на высоте не менее 2 метров табличку с классом энергоэффективности D для всех жилых домов;
  • донести до сведения собственников жилья перечень ежегодных мероприятий повышения энергоэффективности МКД, определённый специализированной организацией на основании энергоаудита.

Согласно Распоряжению ГУ Государственного Строительного Надзора №1 от 24.01.2014 года при сдаче в эксплуатацию вновь построенных сооружений и зданий после капитальной реконструкции необходимо оформлять энергетический паспорт и присваивать объекту класс энергоэффективости.

Энергопаспорт составляется по результатам энергетического обследования МКД или анализа проектной документации и отражает показатели энергоэффективности используемых ресурсов. Паспорт энергоэффективности жилого дома является официальным документом и позволяет определить техническое состояние жилого дома или энергоемкое оборудование. В паспорт можно добавить мероприятия и рекомендации по энергосбережению.

Паспорт энергоэффективности оформляется по утверждённой форме №24, которая определена приказом Минэнерго РФ №182 от 19.04.2010 года “Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования”.

Прокуратура уже сейчас проводит проверки УК на наличие классов и паспортов энергоэффективности у МКД. При отсутствии таковых выписывает штрафы на основании:

  • ст.154 ЖК РФ, в которой говорится, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя оплату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме;
  • ст.12 ФЗ-261, в которой сказано, что в правила по содержанию общего имущества в МКД входят требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности дома;
  • п.11 в ПП РФ №491, в котором определено, что содержание общего имущества в МКД включает также проведение обязательных мероприятий по энергосбережению.

Мероприятия по энергосбережению

Согласно ст.12 ФЗ №261 от 23.11.2009 года для повышения уровня энергосбережения жилого дома и его энергоэффективности необходимо в правилах к содержанию общего имущества собственников помещений в МКД включить список соответствующих мероприятий.

Региональные органы исполнительной власти утверждают перечень единовременных или регулярных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД.

В соответствии с утверждённым списком управляющая компания обязана проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности жилого дома. Исключение составляют случаи проведения указанных мероприятий ранее с сохранением их результатов. Все расходы по проведению данных мероприятий ложатся на плечи собственников помещений в МКД.

Обязательное энергетическое обследование

Обязательное энергетическое обследование

Что необходимо знать об энергетических обследованиях:

Какие организации обязаны провести энергетическое обследование

Организации, совокупные затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 50 миллионов рублей в год.

В эту категорию попадают все государственные и коммерческие организации.

  • Государственные организации, затраты которых на энергопотребление превышают 50 миллионов рублей в год, обязаны провести энергетическое обследование (энергоаудит).
  • Коммерческие организации, затраты которых на энергопотребление превышают 50 миллионов рублей в год, обязаны провести энергоаудит (энергетическое обследование).
  • Государственные организации, затраты которых на энергопотребление не превышают 50 миллионов рублей в год, могут выбрать между обязательным энергетическим обследованием и энергодекларацией.
  • Коммерческие организации, затраты которых на энергопотребление не превышают 50 миллионов рублей в год, не обязаны проводить энергоаудит, за исключением коммерческих организаций, которые осуществляют
    • производство,
    • транспортировку,
    • добычу или
    • переработку энергоресурсов

    Если вы хотите самостоятельно ознакомиться с тем, какие организации обязаны провести энергетическое обследование, а какие обязаны подготовить энергодекларацию, вы можете скачать и прочитать следующие законы и приказы:

    Порядок проведения энергетического обследования

    Обязательное энергетическое обследование или энергодекларация

    В соответствии с

    • Федеральным законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»,
    • Приказом Минэнерго №400,
    • Приказом Минэнерго №401,
    • Постановлением Правительства №818

    у следующих организаций есть выбор, провести обязательное энергетическое обследование или сделать энергодекларацию:

    • Органы государственной власти.
    • Органы местного самоуправления.
    • Организации с участием государства.
    • Организации с участием муниципального образования.
    • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
    • Организации, осуществляющие производство, транспортировку, добычу или переработку энергоресурсов.
    • Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения, финансируемые за счет бюджета.

    Энергетический паспорт предприятия

    Какие организации обязаны провести энергоаудит

    Как проходит обязательный энергоаудит

    Порядок проведения энергетического обследования описан в №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и Приказе Минэнерго №400.

    Первое, что нужно знать про порядок проведения энергетического обследования: энергообследование можно проводить в отношении

    • зданий, строений, сооружений,
    • оборудования,
    • объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей,
    • объектов системы коммунальной инфраструктуры,
    • технологических процессов,
    • а также в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Поскольку ключевой целью энергоаудита является снижение энергетических потерь и повышение энергоэффективности, заказчик имеет право самостоятельно определить объем работ по энергоаудиту.

    Например, провести обязательный энергоаудит всей организации, отдельных зданий, объектов или оборудования.

    Обязательное энергетическое обследование позволит установить источники нерационального потребления энергетических ресурсов, а так же причины неоправданных энергопотерь.

    Что касается видов энергоаудита, то их насчитывается 5:

    • первичное,
    • повторное (проводимое с определенной периодичностью),
    • внеочередное,
    • локальное,
    • экспресс энергетическое обследование.

    Первичное, повторное и внеочередное обследование считаются полными.

    Энергоаудит • Программа энергосбережения • Энергетический паспорт • Консультация • 8(499)490-60-60

    Внеочередное энергетическое обследование выполняется в случае

    • каких-либо изменений,
    • улучшений или ухудшений в энергохозяйстве организации или
    • в связи с принципиальными изменениями на предприятии
    • с целью внеплановой оценки состояния энергохозяйства организации.

    Локальное обследование проводится по отдельному направлению, в случае возникновения каких-либо локальных проблем на предприятии.

    Экспресс энергоаудит отличается объемом работ и сроками их проведения.

    В состав экспресс энергоаудита входит:

    • Визуальные обследования зданий, элементов систем энергоснабжения, оборудования.
    • Производятся выборочные контрольные замеры.

    Обязательное энергетическое обследование – основные этапы

    Порядок проведения энергетического обследования. 6 основных этапов.

    Подготовительный этап

    На этапе подготовки к энергоаудиту происходит

    • ознакомление со структурой энергоресурсов и затрат,
    • стоящими перед компанией проблемами и задачами,
    • составляется техническое задание,
    • график работ,
    • программа энергоаудита,
    • заключается договор.

    В конце этого этапа составляется программа проведения будущего энергоаудита, которая согласовывается с руководством.

    Учитываются пожелания о приоритетности проведения обязательного энергоаудита на определенных участках или объектах.

    Энергопаспорт здания для ввода в эксплуатацию

    Сбор документов и данных

    Документальный энергоаудит проводится с целью понять, нужно ли предприятию более детальное энергетическое обследование.

    Этот уровень подразумевает исключительно анализ существующей на предприятии документации, а также общее знакомство с компанией:

    • определяется доля затрат на энергопользование в общей структуре расходов и выявляется динамика изменения этой доли,
    • происходит сбор исходных данных,
    • анализ договоров на энергоснабжение,
    • анализ тарифов и цен,
    • технические характеристики оборудования,
    • существующая схема энергосбережения и учета энергоресурсов,
    • проектные показатели энергоэффективности оборудования.

    Инструментальное энергетическое обследование

    Инструментальное энергетическое обследование

    На этом этапе изучается отчетная документация по ремонтам, испытаниям, наладке, энергосбережению, анализируется проектная документация, просматриваются графики нагрузки и счета от поставщиков энергоресурсов.

    В результате энергоаудитор определяет, доля каких энергоресурсов превалирует в общем потреблении, устанавливает сезонные изменения в потреблении, общую стоимость затрат организации.

    Эта информация помогает составить перечень приоритетных направлений инструментального энергоаудита.

    Далее энергоаудитор проводит

    • систематизацию и анализ полученных данных,
    • комплексное обследование предприятия,
    • составляет схемы технологических процессов,
    • определяет список основных энергопотребителей организации,
    • проводит инструментальное энергообследование зданий, оборудования и объектов организации.

    На данном тапе составляется топливно-энергетический баланс организации и наброски программы по энергосбережению.

    Отчет по энергоаудиту

    В ходе данного этапа

    • производится документирование результатов энергетического обследования,
    • проводятся расчеты,
    • обобщаются выводы на основе полученных данных,
    • составляется отчет по энергетическому обследованию.

    Энергетический паспорт организации или учреждения

    Программа энергосбережения

    На этом этапе разрабатывается программа энергосбережения с указанием последовательности реализации мероприятий, сроками окупаемости мероприятий по энергосбережению.

    Энергетический паспорт

    Итогом работы по энергетическому обследованию является энергетический паспорт. На этом этапе энергоаудитор

    • составляет энергопаспорт,
    • проводит экспертизу энергетического паспорта в СРО,
    • регистрирует энергопаспорт в СРО и Минэнерго.

    Далее представлена общая методика обязательного энергетического обследования организации в сводной таблице

    Наименование
    проводимых работ

    Исходные данные.
    Действия энергоаудиторов

    Результаты
    работы

    Зачем нужен обязательный энергетический аудит

    Энергетический аудит – это энергетическое обследование организации с целью определения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и разработкой рекомендаций по их улучшению.

    Задача обязательного энергетического обследования – определить реальные объемы энергопотребления, найти способы снижения энергопотерь и внедрить программу по энергосбережению для повышения энергоэффективности.

    С этой целью в процессе работы:

    • изучается потребление энергоресурсов,
    • оценивается потенциал энергосбережения,
    • ведется поиск «слабых мест» с нерациональным потреблением энергоресурсов,
    • разрабатываются рекомендации по энергосбережению (с разбивкой по затратности) на последующие 5 лет.

    Обязательный энергоаудит нужен чтобы:

    • Выявить оптимальные пути экономии энергоресурсов.
    • Определить приоритетные и быстро окупаемые энергосберегающие мероприятия и разработать программу по энергосбережению.
    • Сократить потребление энергоресурсов и, как итог, сократить затраты организации.
    • Улучшить производительность организации.
    • Улучшить микроклимат и поднять уровень комфорта пребывания в помещениях.
    • Для того, чтобы выполнить требования №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
    • Для того, чтобы государство оставило вас в покое.
    • Для того, чтобы не получить штраф (здесь можно узнать про штрафы, если ваша организация не провела обязательное энергетическое обследование).

    Отчет по энергоаудиту и энергопаспорт

    Обязательное энергетическое обследование – что получаем в итоге?

    После энергетического обследования заказчик получает:

    • энергетический паспорт,
    • отчет по энергоаудиту и
    • программу по энергосбережению.

    Энергетический паспорт нужен для государства (требование по ФЗ 261). Он содержит данные по энергопотреблению за последние 5 лет, описание зданий и сооружений, наличие счетчиков, освещение и план мероприятий по повышению энергоэффективности.

    В отчете по энергетическому аудиту детально описывается энергетическое состояние организации на момент обследования.

    Программа по энергосбережению нужна для вас, для заказчика.

    В программу по энергосбережению включаются мероприятия, которые можно быстро и не дорого внедрить, получив при этом максимальную отдачу. Самый оптимальный вариант – индивидуальная программа по энергосбережению для каждого объекта.

    Энергоаудит

    АО «Барнаульская горэлектросеть» оказывает услуги для юридических лиц:

    — Проведение энергетических обследований (энергоаудита) организаций, предприятий и жилых домов, с комплексным инструментальным обследованием (включая тепловизионную съемку);

    — Тепловизионная съемка зданий, квартир и многоэтажных домов;

    — Тепловизионная съемка электромеханического оборудования;

    — Тепловизионная съемка тепломеханического оборудования;

    — Тепловизионная съемка отопительных приборов;

    — Определение режимов работы эл.механического оборудования;

    — Определение качества электроэнергии;

    — Установка приборов учёта электроэнергии, тепла и воды;

    — Регулировка систем отопления;

    — Подбор необходимого оборудования.

    Контактная информация Отдела энергоаудита АО «Барнаульская горэлектросеть»:

    г. Барнаул, ул. Ползунова, 50

    тел. 8 (3852) 50-12-49

    Что такое энергоаудит?

    Энергетическое обследование или энергоаудит — сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

    Организации, подлежащие обязательному энергетическому обследованию

    Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ.

    Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

    Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

    1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

    2) организации с участием государства или муниципального образования;

    3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

    4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

    5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

    6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

    Цели энергетического обследования

    Основными целями энергетического обследования являются:

    1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

    2) определение показателей энергетической эффективности;

    3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

    4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

    По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
    Энергетическое обследование и реализованная на его основе Программа повышения энергетической эффективности объекта обеспечивает:

    — повышение надежности энергоснабжения;
    — повышение надежности и безопасности энергоустановок;
    — повышение эффективности энергоиспользования;
    — оптимизация энергетических издержек по организационно-экономическим причинам.

    Саморегулируемые организации и энергоаудиторы

    Энергетичекое обследование (энергоаудит) — основа энергосбережения. При проведении данных работ должна учитываться специфика решаемых задач, предлагаемых решений, расчетов нормативных показателей, ТЭО внедрения энергосберегающих мероприятий, оформления и согласования отчетной документации. То есть энергетическое обследование — это специфический вид работ, который может выполнять специализированная организация, имеющая подготовленных специалистов, соответствующие методики, приборный парк и опыт работы в энергетике.

    В соответствии с требованиями Федерального Закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, т. е. энергоаудиторские организации и физические лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования.

    Поэтапное проведение энергетических обследований

    При проведении энергетического обследования проводится анализ состояния систем электроснабжения, теплоснабжения, водообеспечения, технического парка и пр. предприятия (объекта), оценка состояния систем и средств (приборов) учета энергоносителей и их соответствие установленным требованиям, выявление необоснованных потерь, оценка состояния системы нормирования энергопотребления и использования энергоносителей, проверка энергетических балансов предприятия (объекта), расчет удельных энергозатрат на выпускаемую продукцию (или виды работ), оценка целесообразности основных энергосберегающих мероприятий, реализуемых предприятием, формирование Энергетического паспорта предприятия.

    Энергетическое обследование проводится поэтапно:

    1) Заказчик проводит конкурсную процедуру по выбору организации осуществляющей проведение энергетического обследования (энергоаудитора);

    2) Оформляется договор на проведения энергоаудита, СРО выступает в качестве гаранта оказания исполнителем качественных услуг в соответствии с требованиями законодательства РФ, внутренних документов СРО, договора и технического задания;

    3) Непосредственное проведение энергетического обследования (энергоаудита);

    — Документальное энергетическое обследование;

    — Инструментальное энергетическое обследование;

    — Оформление результатов энергетического обследования;

    — Согласование результатов энергетического обследования.

    4) На основании проверки качества отчётных документов СРО вносит номер энергопаспорта объекта (предприятия) в реестр энергетических паспортов;

    7) Энергоаудитор передает Заказчику документацию по итогам проведенного энергетического обследования;

    8) Раз в три месяца СРО направляет в Минэнерго России заверенные электронной подписью копии энергетических паспортов, составленных членами этой саморегулируемой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований.

    9) Проведение повторного энергоаудита с целью мониторинга внедрения энергосберегающих мероприятий предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
    По результатам обязательного обследования или добровольного энергетического обследования составляется Энергетический паспорт, требования к которому установлены Приказом Минэнерго России от 19.04.2010 №182.

    Что необходимо для проведения качественного энергетического обследования?

    Энергоаудит, как и любая другая услуга, может быть оказана либо качественно, либо некачественно, т.е. формально. Под качественно проведенным энергоаудитом понимается такое обследование, которое позволяет судить о состоянии инженерного и технологического оборудования, а также строительных конструкций не только на основании технической документации, но и на основании приборного обследования, позволяющего судить о фактическом состоянии данных элементов в данный момент времени. Так изначально заложенные в строительные конструкции или оборудования свойства в течении эксплуатации меняются и не в лучшую сторону. Определить эти изменения позволит только инструментальные обследования.

    Наличия одних только приборов недостаточно, вторым составляющим качественного энергоаудита являются люди его выполняющие. Правильно оценить информацию, полученную с помощью прибора может только опытный специалист. От знаний и опыта энергоаудитора зависит и выбор мероприятий, рекомендуемых для внедрения на объектах Заказчика. Из широкого разнообразия предлагаемых на сегодня решений в области энергосбережения далеко не все будут эффективно работать в наших суровых климатических условиях. Так некоторые технологии, успешно внедряемые на европейской части страны в условиях нашей зимы либо работают неэффективно, либо не работают вовсе. Учитывая высокую стоимость внедрения, отсутствие ожидаемого результата может существенно огорчить Заказчика. Это касается, прежде всего, работы тепловых насосов и метантенков. Так и с широко рекламируемыми в настоящее время светодиодными лампами не все однозначно. Только опытный инженер может правильно оценить возможность их внедрения.

    В настоящее время на рынке много фирм и «фирмочек» не имеющих необходимых приборов и оборудования. Так как данные фирмы нацелены на извлечение прибыли, то вкладывать средства в приобретение приборов, стоимость которых исчисляется миллионами рублей, нецелесообразно. Некоторые из них проводят энергетические обследования, ни разу не посетив объекты Заказчика. Соответственно и энергетические паспорта составленные данными «специалистами», мягко говоря, формальны и не несут информации о реальном положении дел у Заказчика.

    Как уберечься от фирм-формалистов и сотрудничать с серьёзной организацией в области энергоаудита? Признаки характеризующие серьезность компании-энергоаудитора:

    1. Нахождение на рынке не менее 5 лет;

    2. Наличие собственного приборного парка, включающего как минимум: тепловизор, анализатор качества электроэнергии, портативный ультразвуковой расходомер, измеритель плотности тепловых потоков, люксметр, термометр, гигрометр, анемометр, тахометр;

    3. Наличие специалистов по различным направлениям (электро- тепло-водоснабжение), с опытом практической работы;

    4. Наличие собственных методик;

    5. Опыт проведения энергоаудита в вашем регионе.
    При заключении договора на энергетическое обследование Заказчику следует обратить особое внимание на составление технического задания. От грамотно составленного технического задания зависит качество проведения работ. Указав в техническом задании наличие у Исполнителя собственных приборов и методик, а также включив в состав работ проведение инструментальных замеров, Заказчик обезопасит себя от сотрудничества с сомнительными организациями-энергоаудиторами.

    Приблизительный перечень работ при проведении инструментальных обследований:

    — тепловизионное обследование наружных ограждающих конструкций;

    — тепловизионное обследование инженерного оборудования и сетей;

    — замеры температуры, освещенности и влажности по каждому помещению;

    — замеры температуры стояков и батарей по каждому помещению;

    — замеры параметров работы принудительной вентиляции (если она имеется);

    — замеры качества электроэнергии;

    — потребление тепловой энергии в целом и по каждому из корпусов в отдельности;

    — теплотехнические характеристики наружных ограждающих конструкций.

    Также следует помнить, что снижение потребления энергоресурсов за счёт снижения освещённости и температуры рабочих мест не является энергосбережением.

    Термография

    Нормативно-правовые документы

    Энергоаудит: цели, мероприятия, результат, ответственность

    Энергоаудит: цели, мероприятия, результат, ответственность

    Закон 261-ФЗ “Об энергосбережении”, принятый в 2009 году, ввел целый ряд новаций, оказывающих серьезное влияние на повседневную деятельность российских компаний и предприятий. Одно из таких новшеств – энергетические обследования (энергоаудит), превратившиеся после принятия 261-ФЗ из “экзотики” в повседневную реальность. Специалисты группы компаний “Юрэнерго” по просьбе ЭнергоВОПРОС.ру сформулировали ключевые положения, касающиеся проведения энергетических обследований (энергоаудита): цели энергобследований, мероприятия в их рамках и возможные результаты, на кого распространяется требование об обязательном проведении энергоаудита и какова ответственность за нарушение норм законодательства в этой сфере.

    Энергоаудит: общие положения

    Энергетическое обследование (энергоадит) – взаимосвязанный комплекс технических, организационных, экономических и иных мероприятий, направленный на выявление возможности экономически эффективной оптимизации потребления энергетических ресурсов. Результатом энергоаудита является программа мероприятий, направленных на снижение энергопотребления и как следствие – снижение платежей за энергетические ресурсы.

    Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

    Цели, мероприятия и результаты энергоаудита

    Основными целями энергетического обследования (энергоаудита) являются:

    • получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
    • определение показателей энергетической эффективности; (класс энергетической эффективности здания – характеристика здания, отражающая его энергетическую эффективность).
    • определение потенциала энергосбережения и повышение энергетической эффективности;
    • разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

    При проведении энергетического обследования (энергоаудита) проводятся следующие мероприятия:

    • анализ состояния систем электроснабжения, теплоснабжения, водообеспечения, парка технического оборудования промышленного предприятия (объекта);
    • оценка состояния систем и средств измерений – приборы для учета энергоносителей и их соответствия установленным требованиям;
    • выявление необоснованных потерь;
    • оценка состояния системы нормирования энергопотребления и использования энергоносителей;
    • проверка энергетических балансов предприятия (объекта);
    • расчет удельных энергозатрат на выпускаемую продукцию (или виды работ);
    • оценка целесообразности основных энергосберегающих мероприятий, реализуемых предприятием.

    По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет отчет и энергетический паспорт и передает их лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Энергетический паспорт подлежит регистрации в Минэнерго России.

    Энергетический паспорт здания, должен содержать следующие данные энергетического обследования:

    • оснащенность средствами учета энергетических ресурсов;
    • объем расходуемых энергетических ресурсов и его динамика;
    • класс энергетической эффективности;
    • процент потери энергетических ресурсов;
    • потенциал энергосбережения, оценка возможной экономии;
    • типовой план энергосбережения и повышения энергоэффективности.

    Результатом энергоаудита может являться:

    • заключение о качестве получаемых энергоресурсов, особенно электроэнергии;
    • рекомендации по проведению мероприятий и технологий энергосбережения;
    • рекомендации по внедрению мероприятий (в том числе изменений в технологии), направленных на повышение энергоэффективности выпускаемой продукции;
    • рекомендации по замене потребляемых энергоресурсов иными видами ресурсов (например, электроэнергии на обогрев – теплом или горячим паром).

    Оборудование (приборы) для проведения энергоаудита

    Оборудование (приборы) для проведения энергоаудита – это комплекс средств измерений, которые должны удовлетворять определенным требованиям.

    Для проведения инструментального энергетического обследования минимальный набор оборудования должен включать в себя приборы для следующих измерений:

    • показателей качества и количества электроэнергии;
    • расхода жидкости;
    • расхода теплового потока;
    • температуры (контактное измерение);
    • температуры (бесконтактное визуальное ИК измерение);
    • тепловизионной съемки.

    Законодательство об энергоаудите

    Перечень законов и постановлений правительства РФ, регулирующие проведение энергетических обследований.

    • Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
    • ФЗ от декабря 2007 года N 315-ФЗ Федеральный закон «О Саморегулируемых Организациях».
    • Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 262. «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».
    • Постановление Правительство РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225. О требованиях к Региональным и Муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
    • Постановление правительства РФ от 25 апреля N318. О правилах осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

    Категории организаций, для которых обязательно проведение энергоаудита

    Согласно Федеральному закону № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и Постановлению Правительства №318 от 25 апреля 2011г. о государственном контроле за выполнением Закона для ряда организаций проведение энергетического обследования является обязательным.

    Энергоаудит обязателен для:

    • органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
    • организаций с участием государства или муниципального образования;
    • организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
    • организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
    • организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
    • организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

    Лица, указанные выше, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет.

    Ответственность за нарушение законодательства в области энергосбережения

    Правительство РФ утвердило правила госконтроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении.

    Государственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти /федеральный государственный контроль/ и органами исполнительной власти субъектов РФ /региональный государственный контроль/, уполномоченными на осуществление такого госконтроля.

    Госконтроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.

    Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.

    Согласно федерального закона №261-ФЗ несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования — влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.

    Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    ГК «Юрэнерго». Компании, входящие в группу «Юрэнерго» удовлетворяют требованиям, предъявляемым к энергоаудиторским организациям и являются членами СРО, аккредитованы Министерством энергетики РФ и включены в реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований. В течении последних 4-х лет ГК «Юрэнерго»проводило энергетическое обследование, в частности, следующих организаций: ГОУТП «ТЭКОС», ОАО «Квадра», ОАО «МОЭК», ОАО «МТК», ОАО «Орелгортеплоэнерго», Североморское МУП тепловых сетей, ОАО «Краснодартеплосеть», ОАО «Брянский мясокомбинат», ГУП «Теплоэнерго» Карачаево-Черкесской республики, бюджетных учреждений Тюменской и Московской обл. и др.

    Федеральный закон

    Изменения в КоАП, учёт потребления энергии и энергоресурсов, выпуск и применение энергоэффективных товаров, требования к энергоэффективности зданий, энергетические обследования (энергоаудит), информационная поддержка энергосбережения, энергосбережение в бюджетных учреждениях, госзаказы, господдержка энергосбережения.

    Федеральный закон

    Учёт потребления энергии и энергоресурсов

    Без этого никакое энергосбережение невозможно.

    Все производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному приборному учёту. Исключения сделаны для потребления аварийных и ветхих объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а так же объектов с мощностью потребления электроэнергии до 5 киловатт или тепловой энергии до 0,2 Гкал в час.
    До 1 июля 2010 г. организации-поставщики газа, воды, тепла, электроэнергии должны предложить потребителям свои услуги по установке приборов учёта, а с 1 июля 2010 г. обязаны устанавливать приборы учёта своим потребителям по договорам и не в праве отказать в установке счетчиков по просьбе любого лица-потребителя.

    В течение 2010 года органы государственной и муниципальной власти в зданиях и помещениях, где они размещаются, должны закончить установку приборов учета всех видов энергии и энергоносителей.
    В течение 2010 года в сданных в эксплуатацию объектах собственники обязаны установить средства учета энергии и энергоносителей.

    До 1 января 2012 года в жилых домах, квартирах в жилых домах, в садовых и дачных домах с централизованной подачей ресурсов собственники должны установить счётчики электроэнергии, воды, газа и коллективные теплосчётчики.

    С 1 января 2012 года вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчётчиками в квартирах.
    С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения приборами учёта энергии и энергоресурсов.

    Если потребитель не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Дотирование этого механизма финансирования предполагается организовать из бюджетов регионов и местных бюджетов. Законом предусмотрен принудительный порядок установки приборов учёта с возмещением устанавливающей организации всех понесённых затрат. Поставщикам энергии и энергоресурсов предоставлено право заинтересовывать потребителей в установке счётчиков (сегодня это очень просто: нет счетчика, платишь круглосуточный расход «по сечению трубы, провода» и т.д.)

    Внесены дополнения в КоАП:

    • Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учёта (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на организацию от 500 до 600 тысяч рублей.
    • Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учёта собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на юрлиц от 100 до 150 тысяч рублей.
    • Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей; на ИП — от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей;
    • Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учёта лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов — штраф на ответственное Лицо от 10 до 15 тысяч рублей, на юрлиц от 20 до 30 тысяч рублей.
    • Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учёта лицами, ответственными за их содержание — штраф на должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей, на ИП от 25 до 35 тысяч рублей, на юрлиц от 100 до 150 тысяч рублей.

    Выпуск и применение энергоэффективных товаров


    Государство ставит под свой контроль выпуск, ввоз на территорию страны, реализацию товаров с установленными показателями энергоэффективности. Потребителю должно быть понятно с чем он имеет дело, поэтому все товары должны иметь соответствующую маркировку, отражающую класс энергоэффективности.

    Под товарами понимается прежде всего бытовая техника, компьтеры, оргтехника. Отдельно Законом определяется порядок оценки и управления энергоэффективностью зданий, строений и сооружений. Дополнительный перечень товаров будет установлен Правительством РФ.

    В настоящее время перечень товаров и оборудования, для которых рекомендовано установление показателей энергоэффективности приведен в ГОСТ Р 51380-99 и ГОСТ Р 51388-99.
    С 1 января 2011 г. обязательное маркирование вводится для бытовой техники.

    С 1 января 2012 г. обязательное маркирование вводится для компьютеров и оргтехники.
    Отдельными постановлениями Правительства РФ будут определены даты и порядок маркирования классов энергоэффективности для зданий, строений, сооружений и иных товаров.

    С 1 января 2011 года под фактический запрет ставятся лампы накаливания мощностью 100 Ватт и выше,с 1 января 2013 г. 75 Вт и выше, с 1 января 2014 г 25 Вт и выше.
    Энергосберегающие лампы содержат ртуть, поэтому планируется к реализации с 1 января 2011 г. госпрограмма утилизации вредных отходов от таких ламп.

    Вводимые изменения в КоАП предусматривают конфискацию товаров без информации о классе энергоэффективности и штрафы:

    • За производство и ввоз в страну товаров без маркировки об энергоэффективности для должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей, для юрлиц от 100 до 150 тысяч рублей;
    • За реализацию товаров без маркировки об энергоэффективности на ИП от 10 до 15 тысяч рублей, для юрлиц от 100 до 150 тысяч рублей.

    Требования к энергоэффективности зданий, строений, сооружений

    Порядок управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений выделен отдельной статьёй. В составе требований:

    • показатели энергоэффективности для объекта в целом;
    • показатели энергоэффективности для архитектурно-планировочных решений;
    • показатели энергоэффективности для элементов объекта и конструкций, а так же материалов и технологий, применяемых при капремонте.

    В состав проектной документации на строительство должен быть включен раздел энергоэффективности. Органы Госстройнадзора определяют класс энергоэффективности многоквартирного жилого дома, а застройщик и собственник дома обязаны разместить указатель класса энергоэффектиности на фасаде дома.

    В состав гарантийных обязательств застройщика по ГК включено обеспечение показателей энергоэффективности в течение 5 лет от ввода в эксплуатацию.
    Собственники зданий, строений, сооружений в течение всего срока их срока эксплуатации обязаны не только обеспечивать установленные показатели энергоэффективности, но и проводить мероприятия по их повышению. Это так же является обязанностью лица, ответственного за содержание жилого дома. Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения.
    Организации — поставщики энергоресурсов обязаны ежегодно предлагать собственникам жилого дома, садовым товариществам, котеджным объединениям проведение мероприятий по энергосбережению, в том числе способы финансирования этих мероприятий.

    Лицо, ответственное за содержание жилого дома обязано доводить до сведения собственников предложения по энергосбережению, разрабатывать соответствующие планы и мероприятия, в отопительный период регулировать подачу тепла в целях его сбережения.

    Органы исполнительной власти обязаны ежегодно публиковать в СМИ сведения об административных наказаниях лиц, ответственных за содержание жилых домов, в связи с нарушениями требований по проведению мероприятий энергосбережения и обеспечения энергоэффективности.
    Для дачных и садовых объединений так же должны разрабатываться, исполняться и контролироваться мероприятия энергосбережения и повышения энергоэффективности.

    Внесены дополнения в КоАП:

    • Несоблюдение требований законодательства об энергетической эффективности (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на организацию от 500 до 600 тысяч рублей.
    • Несоблюдение лицами ответственными за содержание многоквартирных жилых домов требований энергетической эффективности, об оснащении жилого дома приборами учёта потребления энергоресурсов, о проведении мероприятий энергосбережения и повышения энергоэффективности — штраф на ответственное лицо от 5 до 10 тысяч рублей, на ИП от 10 до 15 тысяч рублей, на юрлиц от 20 до 30 тысяч рублей.
    • Несоблюдение ответственными лицами за содержание многоквартирных домов требований по разработке предложений по энергосбережению и повышению энергоэффективности — штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тысяч рублей, на юрлиц от 20 до 30 тысяч рублей.

    Энергетические обследования (энергоаудит)

    Основные цели энергоаудита — это объективные оценки и предложения по эффективному использованию энергии и энергоресурсов:

    • реальный расход потребления энергии и энергоресурсов;
    • определения показателей энергоэффективности;
    • определение потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
    • составление перечня типовых мероприятий энергосбережения и их стоимостная оценка;
    • составление энергетического паспорта объекта.

    Копии энергетических паспортов один раз в три месяца организацией по энергоаудиту направляются в уполномоченный по энергоэффективности орган исполнительной власти.
    Энергоаудит проводится в основном добровольно за исключением ряда организаций, для которых периодический энергоаудит обязателен:

    • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
    • организации с участием государства или муниципального образования;
    • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (например для организаций с утверждаемыми ценами на предоставление социальных услуг);
    • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
    • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, мазута, печного топлива, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
    • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

    Эти организации обязаны провести первый энергоаудит до 31 декабря 2012 года, далее один раз в пять лет.

    Энергоаудит могут проводить только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО). У юрлиц должно быть не менее 4 энергоаудиторов, у ИП не менее одного.
    В состав членов СРО должно входить не менее 15 юридических лиц и 10 физических лиц-специалистов по энергетическим обследованиям или не менее 40 физических лиц — специалистов по энергетическим обследованиям.Сами энергоаудиторы должны иметь специальную подготовку и необходимые для энергетических обследований знания. В СРО должен быть создан компенсационный фонд для гарантирования удовлетворения возможных претензий Потребителя. Законом не оговорен отдельно взнос членов СРО в компенсационный фонд, поэтому в соответствии с базовым Законом о СРО этот взнос не менее 3 тысяч рублей и (или) страхование гражданской ответственности на общую сумму ущерба не менее 30 тысяч рублей.

    Проверки СРО со стороны органов Госнадзора один раз в три года,

    Внесены дополнения в КоАП:

    • Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования — штраф на должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей; на ИП — от 10 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 до 250 тысяч рублей.
    • Несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — штраф на должностных лиц 5 тысяч рублей; на юридических лиц — 10 тысяч рублей.

    Информационная поддержка энергосбережения

    Из мирового опыта организации энергосбережения понятно, что наладить само энергосбережение невозможно без широкой разъяснительной компании о необходимости и пользе энергосбережения и без представления во всей полноте информации о способах, формах энергосбережения и достигнутых результатов повышения энергоэффективности. Поскольку практически везде деятельность по энергосбережению заявлялась в качестве приоритета экономического развития, государство брало на себя роль консолидатора информации об энергосбережении и организатора продвижения социальной рекламы в этой сфере.

    Законом об энергосбережении предусматриваются меры информационной поддержки со стороны государства:
    В России создаётся государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергоэффективности с регулярным представлением следующих основных сведений:

    • о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о ходе их реализации;
    • об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, обобщенные относительно государственного, муниципального, частного жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • полученные в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, и данных, полученных по запросу о добровольных энергетических обследованиях, а также данных реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
    • о количестве и об основных результатах обязательных энергетических обследований;
    • о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации энергосервисных договоров (контрактов);
    • о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов, имеющих высокую энергетическую эффективность, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
    • о нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
    • иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    Информация представляется на сайте уполномоченного федерального органа власти и официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов федерации. Обязанностью органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе органов исполнительной власти субъектов Федерации и органом местного самоуправления, является представление в информсистему необходимой информации. Обновление информации ежеквартально.

    При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:

    • информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях законодательства об энегосбережении;
    • социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Кроме того, государственными программами поддерживаются:

    • организация органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;
    • информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров;
    • распространение информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;
    • организация выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность.

    Организация энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях и организациях с участием государственных органов или муниципалитетов

    Начиная с 1 января 2010 года планирование затрат на энергообеспечение организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней (федерального, регионального,местного) производится исходя из уровня затрат в 2009 году с ежегодным снижением на 3%. Экономия полученная сверх 3% остается в распоряжении организации и может быть направлена на увеличение фонда оплаты труда.

    Организации с государственным или муниципальным участием должны реализовывать мероприятия повышения энергоэффективности, обеспечивать целевые показатели энергоэффективности, характеризующие исполнение программ, в том числе экономическую эффективность мероприятий.

    Имеются особенности организации энергосбережения для организаций с государственным или муниципальным участием, осуществляющих регулируемые виды деятельности (энергоснабжающие, водо-,газо-,теплообеспечение, перевозки пассажиров и багажа, услуги связи, водоотведение и канализация, вывоз и утилизация бытовых отходов и т.д.) . Эти организации должны реализовывать мероприятия повышения энергоэффективности, обеспечивать целевые показатели энергоэффективности, характеризующие исполнение программ, в том числе экономическую эффективность мероприятий с выделением этих мероприятий применительно к объектам модернизации. Предусмотрена возможность учёта в тарифах и ценах затрат на проведение мероприятий повышения энергоэффективности и возможность планирования затрат и получения эффекта на долгосрочный период (от 3 до 5 лет). При этом предусмотрены условия:

    • потребители в течение этого периода должны получать некоторое снижение тарифов;
    • затраты на проведение мероприятий не финансируются из бюджета;
    • экономия, полученная организацией сохраняется на период не менее 5 лет с момента получения экономического эффекта от энергосберегающих мероприятий;
    • по истечении 5 лет после получения экономии тарифы регулируются от вновь сложившейся схемы затрат.

    В законе «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» внесены соответствующие поправки в связи с регулированием тарифов на долгосрочный период в связи с проведением энергосберегающих мероприятий. На этот период для тепловой энергии тарифы определяются по долгосрочному соглашению. В этот период ежегодное государственное регулирование тарифов не проводится. Для электоэнергетики уровень тарифов поставлен в зависимость от качества отпускаемой электрической энергии.

    Внесены дополнения в КоАП:

    • Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности — штраф на должностных лиц от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

    Реализация требований энергоэффективности при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд

    При формировании заказа обязательно указание требований энергоэффективности:

    • составление перечня требований энергоэффективности, необходимых при формировании заказа;
    • требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
    • требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов.

    Вводится прямой запрет на приобретение товаров и услуг, ведущее к непроизводительному расходу энергоресурсов. В результате закупок должна быть обеспечена максимальная энергоэффективность и реальная экономия энергоресурсов и денежных средств в связи с энергосбережением и повышением энергоэффективности.Сама экономия энергоресурсов и показатели энергоэффективности в натуральном и денежном выражении могут быть предметом котировок. Таким образом открывается возможность котировок не энергии, а её экономии.

    Государственным и муниципальным органам разрешается заключение энергосервисных соглашений, направленных на энергосбережение и обеспечение энергоэффективности. Условием энергосервисного соглашения должно являться достижение экономии и, может быть, выплата части фактически полученной экономии победителю конкурса. Разрешено заключение энергосервисных соглашений на длительный срок (превышающий срок действия бюджетных обязательств).

    В КоАП внесены изменения:

    • Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 30тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

    Государственная поддержка обеспечения энергосбережения и энергоэффективности

    Предусмотрен достаточно широкий спектр мер государственной поддержки.

    1. Содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
      1. погашение части кредитных ставок при финансировании инвестиционных программ;
      2. прямые инвестиции;
      3. софинансирование и субсидии из федерального бюджета региональным бюджетам на проведение программ повышения энергоэффективности;

      Проект закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффектической эффективности» подписан Президентом. Закон содержит значительное количество отсылочных норм на Постановления Правительства РФ и решения уполномоченных органов по энергосбережению. Законом устанавливается принятие большинства этих норм до 1 января 2010 г. и окончательно до 1 мая 2010 г.

      Источник https://aa.al-shell.ru/articles/podlezhaschie-obyazatelnomu-energeticheskomu-obsledovaniyu/

      Источник https://energovopros.ru/issledovania/2322/2406/20551/

      Источник http://portal-energo.ru/articles/details/id/66

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: