«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Первое официальное опубликование: «Российская газета», N 226, 27.11.2009
Шифр: 261-ФЗ
Действует с 27.11.2009
Редакция действует с 01.01.2023
Скачать файл:
Скачать документ PDF (1.30МБ)
Запросить документ MS Word
Войдите для запроса:
Дата изменения: 05.11.2022
страниц: 49; таблиц: 1; абзацев: 709; строк: 2372; слов: 21919; символов: 164383; терминов: 27;
Описание
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Разделы сайта, связанные с этим документом:
Упоминается в видах работ:
Связи документа
- 01.07.2017Приказ Минстроя РФ от 30.12.2016 №1032/пр (ред. от 30.12.2020) «СП 267.1325800.2016. Свод правил. Здания и комплексы высотные. Правила проектирования»
- 20.06.2022Приказ Минстроя РФ от 19.05.2022 №389/пр (ред. от 03.03.2023) «СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009»
- 01.03.2022Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 №1628 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
- 01.07.2021Приказ Минстроя РФ от 30.12.2020 №921/пр (ред. от 30.05.2022) «СП 60.13330.2020. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СНиП 41-01-2003»
- 01.01.2021»Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 №2035 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
- 20.05.2011»Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2010 №850 (ред. от 22.11.2019) «СП 56.13330.2011. Свод правил. Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001»
- 07.08.2020Приказ Минэкономразвития РФ от 25.05.2020 №310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»
- 17.06.2017Приказ Минстроя РФ от 16.12.2016 №944/пр (ред. от 15.12.2021) «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76»
- 20.05.2011»Приказ Минрегиона РФ от 27.12.2010 №790 (ред. от 17.09.2019) «СП 18.13330.2011. Свод правил. Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*»
- 20.05.2011Приказ Минрегиона РФ от 27.12.2010 №780 (ред. от 27.12.2021) «СП 62.13330.2011*. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002.»
- 26.05.2018Приказ Минстроя РФ от 25.11.2017 №1582/пр (ред. от 30.12.2020) «СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта»
- 06.04.2018Приказ Минстроя РФ от 17.11.2017 №1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»
- 30.12.2014Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2014 №401 (ред. от 11.12.2015) «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»
- 01.10.2014Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2014 №398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»
- 01.10.2014Постановление Правительства РФ от 16.08.2014 №818 «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований»
- 06.06.2002Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 №317 (ред. от 19.06.2017) «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации»
В видах работ
В новостях
В комментариях/вопросах
Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом
Оглавление
- Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1
- Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона 1
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 2
- Статья 3. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности 3
- Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 3
- Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона 3
- Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 4
- Статья 6.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации 5
- Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 5
- Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 6
- Статья 9. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 7
- Статья 10. Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров 8
- Статья 11. Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений 9
- Статья 12. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд 10
- Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы 12
- Статья 14. Повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований 18
- Статья 15. Энергетическое обследование 20
- Статья 16. Декларирование потребления энергетических ресурсов 22
- Статья 17. Обработка, систематизация, анализ и использование информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов 22
- Статья 18. Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования 23
- Статья 19. Энергосервисный договор (контракт) 26
- Статья 20. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта) 27
- Статья 21. Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд 28
- Статья 22. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности 28
- Статья 23. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 29
- Статья 24. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями 31
- Статья 25. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства или муниципального образования и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности 32
- Статья 26. Обеспечение энергетической эффективности при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 35
- Статья 27. Направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 36
- Статья 28. Оценка соблюдения обязательных требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 37
- Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности 37
- Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» 37
- Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» 38
- Статья 32. Утратила силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ. 39
- Статья 33. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации 39
- Статья 34. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации 39
- Статья 35. Утратила силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ. 40
- Статья 36. О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации 40
- Статья 37. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 40
- Статья 38. О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» 43
- Статья 39. О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» 44
- Статья 40. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 45
- Статья 41. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации 45
- Статья 42. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации 46
- Статья 43. Утратила силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ. 47
- Статья 44. Утратила силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ. 47
- Статья 45. Утратила силу. — Федеральный закон от 25.12.2012 N 270-ФЗ. 47
- Статья 46. Утратила силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ. 47
- Статья 47. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации 47
- Статья 48. Заключительные положения 48
- Статья 49. Вступление в силу настоящего Федерального закона 49
- Статья 50. Обеспечение реализации настоящего Федерального закона 49
Термины
Термины
продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд
см. страницу терминаэнергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса
см. страницу терминаосуществляется путем установления:
1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;
2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;
3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;
4) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
5) обязанности по представлению декларации о потреблении энергетических ресурсов;
6) требований к проведению энергетического обследования и его результатам;
7) обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
9) требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
10) требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
10.1) требований к государственным и муниципальным учреждениям в отношении снижения потребления энергетических ресурсов и воды и планирования бюджетных ассигнований на оплату энергетических ресурсов и воды;
11) основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
12) обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
13) обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
14) порядка исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
15) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
см. страницу терминадокумент, содержащий информацию об объеме используемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и об энергетической эффективности указанных органов и учреждений
см. страницу терминасостоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
см. страницу терминалицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности
см. страницу терминахарактеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность
см. страницу терминалицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом
см. страницу терминаосуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
см. страницу терминаюридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям
см. страницу терминаявляются::
1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
2) определение показателей энергетической эффективности;
3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
см. страницу терминаосуществляется в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) и федерального государственного энергетического надзора
см. страницу терминаК . относятся:
1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;
4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации;
5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;
6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
7.1) установление требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования) (далее — требования к проведению энергетического обследования и его результатам);
7.2) установление формы декларации о потреблении энергетических ресурсов;
7.3) установление порядка представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, деклараций о потреблении энергетических ресурсов, порядка обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов;
установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
9) утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;
10) установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования;
11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации;
12.1) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования;
13) определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление;
14) утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;
14.1) мониторинг и анализ эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
14.2) подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации;
15) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
см. страницу терминаК . относятся:
1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
5) информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
6) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации;
7) утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;
осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
см. страницу терминаК . относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
см. страницу терминаосновывается на следующих принципах:
1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
см. страницу терминаявляется соблюдение саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования требований к таким организациям и их деятельности, а также требований к проведению энергетических обследований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Плановая проверка саморегулируемой организации в области энергетического обследования осуществляется не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок, утвержденным органом государственного контроля. Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования проводится в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок, на основании заявлений физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении саморегулируемой организацией в области энергетического обследования или ее членами требований к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования и их деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также имеющихся несоответствий таким требованиям в представленных в орган государственного контроля документах саморегулируемой организации в области энергетического обследования. В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией в области энергетического обследования установленных требований орган государственного контроля направляет в эту саморегулируемую организацию одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано саморегулируемой организацией в области энергетического обследования в арбитражный суд. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана представлять в орган государственного контроля по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций. В случае несоответствия саморегулируемой организации в области энергетического обследования требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган государственного контроля вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. В течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования этой организации не предоставляется статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
см. страницу терминаявляется осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком
см. страницу терминаосуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком
см. страницу терминавиды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов)
см. страницу терминаосуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее — орган государственного контроля) путем проведения плановых и внеплановых проверок. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования требований к таким организациям и их деятельности, а также требований к проведению энергетических обследований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Плановая проверка саморегулируемой организации в области энергетического обследования осуществляется не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок, утвержденным органом государственного контроля. Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования проводится в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок, на основании заявлений физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении саморегулируемой организацией в области энергетического обследования или ее членами требований к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования и их деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также имеющихся несоответствий таким требованиям в представленных в орган государственного контроля документах саморегулируемой организации в области энергетического обследования. В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией в области энергетического обследования установленных требований орган государственного контроля направляет в эту саморегулируемую организацию одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано саморегулируемой организацией в области энергетического обследования в арбитражный суд. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана представлять в орган государственного контроля по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций. В случае несоответствия саморегулируемой организации в области энергетического обследования требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган государственного контроля вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. В течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования этой организации не предоставляется статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
см. страницу терминахарактеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю
см. страницу терминадолжен содержать информацию:
1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
3) о показателях энергетической эффективности;
4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
6) о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостной оценке.
см. страницу терминаноситель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии)
см. страницу терминасбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте
см. страницу терминареализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг)
см. страницу терминадоговор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком
см. страницу терминаВажно
Важные абзацы отсутствуют или не отмечены
Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.
За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.
© Техкранэнерго — Портал нормативных документов 2010-2023
Владимир, ул. Полины Осипенко, 66«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Первое официальное опубликование: «Российская газета», N 226, 27.11.2009
Шифр: 261-ФЗ
Действует с 27.11.2009
Редакция действует с 01.01.2023
Скачать файл:
Скачать документ PDF (1.30МБ)
Запросить документ MS WordВойдите для запроса:
Дата изменения: 05.11.2022
страниц: 49; таблиц: 1; абзацев: 709; строк: 2372; слов: 21919; символов: 164383; терминов: 27;
Описание
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Разделы сайта, связанные с этим документом:
Упоминается в видах работ:
Связи документа
- 01.07.2017Приказ Минстроя РФ от 30.12.2016 №1032/пр (ред. от 30.12.2020) «СП 267.1325800.2016. Свод правил. Здания и комплексы высотные. Правила проектирования»
- 20.06.2022Приказ Минстроя РФ от 19.05.2022 №389/пр (ред. от 03.03.2023) «СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009»
- 01.03.2022Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 №1628 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
- 01.07.2021Приказ Минстроя РФ от 30.12.2020 №921/пр (ред. от 30.05.2022) «СП 60.13330.2020. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СНиП 41-01-2003»
- 01.01.2021»Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 №2035 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
- 20.05.2011»Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2010 №850 (ред. от 22.11.2019) «СП 56.13330.2011. Свод правил. Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001»
- 07.08.2020Приказ Минэкономразвития РФ от 25.05.2020 №310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»
- 17.06.2017Приказ Минстроя РФ от 16.12.2016 №944/пр (ред. от 15.12.2021) «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76»
- 20.05.2011»Приказ Минрегиона РФ от 27.12.2010 №790 (ред. от 17.09.2019) «СП 18.13330.2011. Свод правил. Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*»
- 20.05.2011Приказ Минрегиона РФ от 27.12.2010 №780 (ред. от 27.12.2021) «СП 62.13330.2011*. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002.»
- 26.05.2018Приказ Минстроя РФ от 25.11.2017 №1582/пр (ред. от 30.12.2020) «СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта»
- 06.04.2018Приказ Минстроя РФ от 17.11.2017 №1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»
- 30.12.2014Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2014 №401 (ред. от 11.12.2015) «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»
- 01.10.2014Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2014 №398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»
- 01.10.2014Постановление Правительства РФ от 16.08.2014 №818 «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований»
- 06.06.2002Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 №317 (ред. от 19.06.2017) «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации»
В видах работ
В новостях
- 25.10.2021При вводе в эксплуатацию объектов недвижимости (жилых домов) обязательно нужно проводить тепловизионный контроль
- 05.12.2019Ростехнадзор разъясняет: Размещение счетчиков электроэнергии на опорах
- 27.02.2019Виды СРО, которые могут потребоваться при выполнении работ на ОПО
- 14.11.2018Инспекция государственного строительного надзора информирует о проверке соблюдения требований энергетической эффективности
- 28.01.2017Некоторые вопросы из интервью начальника Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора Д.И. Фролова журналу «Безопасность труда в промышленности»
В комментариях/вопросах
- 12.01.2021ФЗ 261.На даный момент ЭП не требуется, штрафы отсутствуют.
- 11.02.2019Принят Федеральный закон от 19.07.2018 №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о.
- 20.11.2018Статья 16 ФЗ-261 — проведение энергетическое обследования является обязательным для всех государственных.
- 06.06.2018Здравствуйте. Мы Детская школа искусств, тип учреждения казенное, находимся в муниципальной собственности.
- 12.04.2018Часть 1.1 статьи 16 ФЗ-261
- 15.01.2018Статья 16 ФЗ-261 — проведение энергетическое обследования является обязательным для всех государственных.
- 25.03.2014См. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ. «Деятельность по проведению энергетического обследования вправе.
Оглавление
- Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1
- Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона 1
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 2
- Статья 3. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности 3
- Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 3
- Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона 3
- Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 4
- Статья 6.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации 5
- Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 5
- Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 6
- Статья 9. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 7
- Статья 10. Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров 8
- Статья 11. Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений 9
- Статья 12. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд 10
- Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы 12
- Статья 14. Повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований 18
- Статья 15. Энергетическое обследование 20
- Статья 16. Декларирование потребления энергетических ресурсов 22
- Статья 17. Обработка, систематизация, анализ и использование информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов 22
- Статья 18. Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования 23
- Статья 19. Энергосервисный договор (контракт) 26
- Статья 20. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта) 27
- Статья 21. Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд 28
- Статья 22. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности 28
- Статья 23. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 29
- Статья 24. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями 31
- Статья 25. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства или муниципального образования и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности 32
- Статья 26. Обеспечение энергетической эффективности при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 35
- Статья 27. Направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 36
- Статья 28. Оценка соблюдения обязательных требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 37
- Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности 37
- Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» 37
- Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» 38
- Статья 32. Утратила силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ. 39
- Статья 33. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации 39
- Статья 34. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации 39
- Статья 35. Утратила силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ. 40
- Статья 36. О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации 40
- Статья 37. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 40
- Статья 38. О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» 43
- Статья 39. О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» 44
- Статья 40. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 45
- Статья 41. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации 45
- Статья 42. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации 46
- Статья 43. Утратила силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ. 47
- Статья 44. Утратила силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ. 47
- Статья 45. Утратила силу. — Федеральный закон от 25.12.2012 N 270-ФЗ. 47
- Статья 46. Утратила силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ. 47
- Статья 47. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации 47
- Статья 48. Заключительные положения 48
- Статья 49. Вступление в силу настоящего Федерального закона 49
- Статья 50. Обеспечение реализации настоящего Федерального закона 49
Термины
Термины
продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд
см. страницу терминаэнергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса
см. страницу терминаосуществляется путем установления:
1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;
2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;
3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;
4) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
5) обязанности по представлению декларации о потреблении энергетических ресурсов;
6) требований к проведению энергетического обследования и его результатам;
7) обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
9) требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
10) требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
10.1) требований к государственным и муниципальным учреждениям в отношении снижения потребления энергетических ресурсов и воды и планирования бюджетных ассигнований на оплату энергетических ресурсов и воды;
11) основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
12) обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
13) обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
14) порядка исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
15) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
см. страницу терминадокумент, содержащий информацию об объеме используемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и об энергетической эффективности указанных органов и учреждений
см. страницу терминасостоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
см. страницу терминалицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности
см. страницу терминахарактеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность
см. страницу терминалицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом
см. страницу терминаосуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
см. страницу терминаюридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям
см. страницу терминаявляются::
1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
2) определение показателей энергетической эффективности;
3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
см. страницу терминаосуществляется в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) и федерального государственного энергетического надзора
см. страницу терминаК . относятся:
1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;
4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации;
5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;
6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
7.1) установление требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования) (далее — требования к проведению энергетического обследования и его результатам);
7.2) установление формы декларации о потреблении энергетических ресурсов;
7.3) установление порядка представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, деклараций о потреблении энергетических ресурсов, порядка обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов;
установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
9) утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;
10) установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования;
11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации;
12.1) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования;
13) определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление;
14) утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;
14.1) мониторинг и анализ эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
14.2) подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации;
15) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
см. страницу терминаК . относятся:
1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
5) информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
6) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации;
7) утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;
осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
см. страницу терминаК . относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
см. страницу терминаосновывается на следующих принципах:
1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
см. страницу терминаявляется соблюдение саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования требований к таким организациям и их деятельности, а также требований к проведению энергетических обследований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Плановая проверка саморегулируемой организации в области энергетического обследования осуществляется не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок, утвержденным органом государственного контроля. Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования проводится в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок, на основании заявлений физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении саморегулируемой организацией в области энергетического обследования или ее членами требований к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования и их деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также имеющихся несоответствий таким требованиям в представленных в орган государственного контроля документах саморегулируемой организации в области энергетического обследования. В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией в области энергетического обследования установленных требований орган государственного контроля направляет в эту саморегулируемую организацию одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано саморегулируемой организацией в области энергетического обследования в арбитражный суд. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана представлять в орган государственного контроля по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций. В случае несоответствия саморегулируемой организации в области энергетического обследования требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган государственного контроля вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. В течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования этой организации не предоставляется статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
см. страницу терминаявляется осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком
см. страницу терминаосуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком
см. страницу терминавиды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов)
см. страницу терминаосуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее — орган государственного контроля) путем проведения плановых и внеплановых проверок. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования требований к таким организациям и их деятельности, а также требований к проведению энергетических обследований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Плановая проверка саморегулируемой организации в области энергетического обследования осуществляется не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок, утвержденным органом государственного контроля. Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования проводится в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок, на основании заявлений физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении саморегулируемой организацией в области энергетического обследования или ее членами требований к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования и их деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также имеющихся несоответствий таким требованиям в представленных в орган государственного контроля документах саморегулируемой организации в области энергетического обследования. В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией в области энергетического обследования установленных требований орган государственного контроля направляет в эту саморегулируемую организацию одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано саморегулируемой организацией в области энергетического обследования в арбитражный суд. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана представлять в орган государственного контроля по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций. В случае несоответствия саморегулируемой организации в области энергетического обследования требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган государственного контроля вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. В течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования этой организации не предоставляется статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
см. страницу терминахарактеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю
см. страницу терминадолжен содержать информацию:
1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
3) о показателях энергетической эффективности;
4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
6) о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостной оценке.
см. страницу терминаноситель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии)
см. страницу терминасбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте
см. страницу терминареализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг)
см. страницу терминадоговор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком
см. страницу терминаВажно
Важные абзацы отсутствуют или не отмечены
Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.
За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.
© АО НПО «Техкранэнерго» Нижегородский филиал 2010-2023
Нижний Новгород, ул.Полтавская, д.22, офис 107Как избежать штрафов за несоблюдение федерального закона ФЗ 261 «Об энергосбережении»?
В последние годы правительство взяло курс на повышение энергоэффективности российской экономики. Принят ряд нормативных документов, модернизировавших правовую базу в этой сфере. В числе прочего установлена ответственность широкого круга лиц за неисполнение требований в области энергосбережения. ЭнергоВОПРОС.ру публикует перечень санкций и рекомендации, как их избежать
Санкции, предусмотренные 261-ФЗ «Об энергосбережении”
Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » предусматривает следующие санкции
- Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям
- для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 100 тысяч до 150 тысяч рублей
- Пункт 7 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
- Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов
- для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 100 тысяч до 150 тысяч рублей
- Пункт 7 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
- Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследований
- для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 50 тысяч до 250 тысяч рублей
- Пункт 8 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
- Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
- для должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
- Пункт 10 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Требования по энергетической эффективности зданий
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 “После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет: с января 2011 г. (на период 2011 — 2015 годов) — не менее чем на 15 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016 — 2020 годов) — не менее чем на 30 процентов по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. — не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню”
Требования к зданиям, строениям, сооружениям установлены Приказом Минрегионразвития РФ № 262 от 28.05.2010 г.
Требования по обязательной установке приборов учета
Согласно пункту 4 статьи 13 федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » “до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию”
Требования по проведению энергетических обследований
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » лица, отвечающие требованиям обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет.
Органы, контролирующие выполнение 261-ФЗ «Об энергосбережении
Полномочия по контролю выполнения закона по указанным выше пунктам Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 возложены на Ростехнадзор — Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ. Полномочия следующие:
Контроль за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Контроль за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Контроль за соблюдением юридическими лицами в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская , субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Контроль за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.
Правила осуществления контроля введены в апреле этого года Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318.
Правила определяют порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм, их руководителями, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с Правилами госконтроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.
Плановые проверки проводятся 2 раза в 3 года на основании планов проверок, утверждаемых руководителем контролирующего органа. Основанием для проведения внеплановых проверок являются истечение срока выданного предписания об устранении выявленного нарушения, поступление в контролирующие органы соответствующей информации, обращения граждан, поручения Президента РФ и Правительства РФ.
Как избежать административной ответственности за нарушение требований 261-ФЗ «Об энергосбережении»
Таким образом, законодательством введены требования, ответственность, меры ответственности, сроки выполнения требований, полномочия по контролю за выполнением требований, порядок осуществления контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении. Теперь всё это будет применяться к организациям, подпадающим по требования указанного законодательства.
Чтобы избежать административной ответственности необходимо выполнить следующие мероприятия:
- провести первое обязательное энергетическое обследование, хотя бы в минимальном объёме, обеспечивающем выполнение требований закона;
- “оприборить” свои нежилые здания, строения, сооружения, установив приборы учёта соответствующих энергоресурсов. Сети (тепловые, электрические, водоснабжения и т.д.) относятся в соответствии с Общероссийским классификатором основных средств к сооружениям.
- разработать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, если у вас есть госучастие в капитале. Для чего потребуется провести энергетическое обследование.
- выполнить минимально необходимые мероприятия, для выполнения требований энергетической эффективности, предъявляемых к зданиям, строениям, сооружениям. Для определения состава указанных мероприятий необходимо будет провести энергетическое обследование.
Комментарий специалиста
Уверен, многие коллеги согласятся, что статья в первую очередь актуальна для владельцев строений, уже находящихся в процессе эксплуатации, так как процесс согласования строительного проекта здания в Ростехнадзоре предусматривает возможность проконтролировать выполнение требований 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» еще на стадии подготовки строительства.
Для вновь построенных зданий основной и единственной проблемой, как правило из-за бюрократических проволочек в энергоснабжающих организациях, является ввод в коммерческую эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов.
Со зданиями, построенными до появления федерального закона об энергосбережении, и длительное время эксплуатируемыми сложностей возникает гораздо больше, наиболее важными из них являются:
А) Низкая обеспеченность приборами учета энергии – если расчет за электрическую энергию и газ большинство потребителей осуществляют по показаниям счетчиков, то плата за потребление тепловой энергии и водоснабжение чаще всего взимается исходя из расчетных договорных нагрузок;
Б) Отсутствие строительно-технической документации – приводит к невозможности в полном объеме осуществить документальную часть энергетического обследования, что в свою очередь приводит к увеличению объемов работ по инструментальному обследованию и увеличению стоимости энергоаудита;
В) Несоответствие используемых инженерно-строительных решений современным требованиям (в том числе закону об энергосбережении) – инженерные коммуникации на некоторых объектах не позволяют установку приборов учета без проведения дополнительных проектных и монтажных работ.
Особо хотелось бы отметить важность учета энергии. Ведь только наличие приборов коммерческого учета позволяет не только определить фактическую эффективность энергосберегающих мероприятий, предложенных по итогам обязательного энергетического обследования, но и монетизировать их эффект благодаря уменьшению суммы счетов за потребленные ресурсы. Кроме этого появляется наглядность, что делает процесс повышения энергоэффективности понятным для владельцев и сотрудников службы эксплуатации.
Избежать штрафов за несоблюдение федерального закона об энергосбережении просто — для этого достаточно подобрать для выполнения обязательного энергетического обследования опытную компанию, хорошо зарекомендовавшую себя на рынке энергоэффективных услуг, что пока еще редкость на российском рынке, и своевременно туда обратиться, чтобы у энергоаудиторов было достаточно времени для проведения необходимых работ в полном объеме и последующей регистрации энергетического паспорта в реестре Министерства энергетики РФ.».
Михаил Саломатин, ведущий специалист отдела электротехнического аудита ЗАО «Юрэнергоаудит»
Источник https://tk-expert.ru/lib/88/
Источник https://tk-servis.ru/lib/88/
Источник https://energovopros.ru/issledovania/2322/2406/20301/