Презентация. Викторина на тему Электричество и энергосбережение для детей дошкольного возраста

Содержание

Презентация. Викторина на тему Электричество и энергосбережение для детей дошкольного возраста

ВИКТОРИНА - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕПодготовила Щербакова Алла Влад.

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 57.127 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Организация музыкального воспитания детей в дошкольной организации

1900 руб. 950 руб.
Базовая скидка для всех: 40%
Дополнительная скидка: 10% ( только до 5 мая )

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 57.127 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

  • Сейчас обучается 119 человек из 48 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие речевых навыков у неговорящих детей в структуре группового занятия «Мама и малыш»

от 1500 руб. от 750 руб.
Базовая скидка для всех: 40%
Дополнительная скидка: 10% ( только до 5 мая )

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 57.127 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей

240 руб. 120 руб.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ВИКТОРИНА - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕПодготовила Щербакова Алла Влад.

1 слайд ВИКТОРИНА —
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
Подготовила
Щербакова Алла Владимировна.
МБДОУ «Детский сад № 11 Комбинированного вида» г. Гатчина

МолокоВодаК дальним селам, городам Что течет по проводам? Светлое величество.

2 слайд Молоко
Вода
К дальним селам, городам
Что течет по проводам?
Светлое величество!
Это .
Электричество

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Они быва.

3 слайд
Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Они бывают разные.
Назовите их.

Гидроэлектростанции (ГЭС) – вырабатывают электричество, с помощью потока воды.

4 слайд Гидроэлектростанции (ГЭС) – вырабатывают электричество, с помощью потока воды.
Солнечные – с помощью солнца и солнечных батарей.

Тепловые электростанции (ТЭС) – вырабатывают электричество, с помощью сжигани.

5 слайд Тепловые электростанции (ТЭС) – вырабатывают электричество, с помощью сжигания топлива.
Ветровые – с помощью ветра.

Атомная электростанция – с помощью атома.

6 слайд Атомная электростанция – с помощью атома.

Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или.

7 слайд Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши , дома, попадая в выключатели и розетки.

Что работает от электричества?

Чья команда перечислит больше электроприборов?

А опасно ли электричество? Электрический ток очень опасен, он может даже уби.

8 слайд А опасно ли электричество?

Электрический ток очень опасен, он может даже убить, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. С ними нужно правильно общаться.

Перечислите правила, которые помогут избежать беды.

Правила, которые помогут избежать беды:1. НЕЛЬЗЯ засовывать в розетку посторо.

9 слайд Правила, которые помогут избежать беды:
1. НЕЛЬЗЯ засовывать в розетку посторонние предметы, особенно металлические!
2. НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками!
3. НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра!
4. НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.
5. НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками и электроприборами!
6. НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения
взрослых и в их отсутствие!

Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.

ФизкультминуткаПредставьте себе, что вы – маленькие частицы тока, которые бег.

10 слайд Физкультминутка
Представьте себе, что вы – маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Становитесь в линию, первый из вас — это розетка, последний – лампочка, остальные провод. Всем поочередно необходимо вставать и садиться, изображая волнообразное движение, символизирующее движение тока по проводам, когда «ток» дойдет до последнего ребенка – лампочки он поднимает руки.

А сопровождать свое движение мы будем такими словами:
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру к нам,
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс…

— Отдохнули? А теперь давайте продолжим нашу викторину об электричестве.

Чья команда назовет наибольшее количество осветительных приборов?

11 слайд Чья команда назовет наибольшее количество осветительных приборов?

Электричество бывает и неопасное. Оно живёт само по себе, и если его поймать.

12 слайд Электричество бывает и неопасное. Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть.

Как оно называется?

Статическое электричество!

13 слайд Статическое электричество!

Как мы можем экономить электроэнергию? Чья команда перечислит больше способ.

14 слайд Как мы можем экономить электроэнергию?

Чья команда перечислит больше способов энергосбережения?

Энергосберегающие лампы, светодиодные лампы, таймеры освещения, датчики движ.

15 слайд Энергосберегающие лампы,
светодиодные лампы, таймеры освещения, датчики движения
и т.д.
Выключать электроприборы из розетки, не оставлять зарядные устройства в розетках, приобретать технику с классом энергопотребления А+ и т.д.

МОЛОДЦЫ!

16 слайд МОЛОДЦЫ!

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 8 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Лига эрудитов 3»

  • Интересные задания по 16 предметам
  • Для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Подать заявку

Подача заявок
до 22 маяя

Оргвзнос
29 руб.

Конспект занятия по энергосбережению в старшей группе план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Истории о литературе

А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?

(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)

Давайте поиграем в «загадалки-объяснялки».

(Ребята загадывают загадку по картинке, другие отгадывают и рассказывают, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получают искорку.)

Читайте также: Игра путешествие по сказкам для учащихся начальных классов. Сценарий

Разработка проекта по познанию окружающего мира в детском саду

Участие в проектной деятельности формирует у детей реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы. При разработке проекта воспитатель учитывает возрастные особенности дошкольников, выбирает интересную ребятам тему и обосновывает её актуальность. Затем педагог формулирует цели и задачи, подбирает методы реализации поставленных целей, прогнозирует ожидаемые результаты работы по проекту.

Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.

Китайская народная мудрость

Оформление проекта включает следующие основные моменты:

  1. Краткая аннотация с обоснованием актуальности проекта.
  2. Характеристика участников проекта.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Предполагаемые результаты.
  5. Сроки реализации проекта.
  6. Необходимые материалы и оборудование.
  7. Этапы реализации проекта (в том числе изучение литературы, работа с родителями, мониторинг и т. д.).
  8. Список использованной литературы.

Проект по энергосбережению

Недостаток бережного обращения с ресурсами — одна из важных экологических проблем в настоящее время. Забота о нашей планете и разумное использование энергии ложатся в основу проводимых проектов по энергосбережению в детском саду. Цель проекта по энергосбережению — показать необходимость экономичного использования энергии, напомнить элементарные приёмы, помогающие сократить потребление электроэнергии, водных и тепловых ресурсов, изучить правила безопасности. Оптимальным считается начинать вводить вопросы по сохранению энергии в старшей группе. В этом возрасте быстро прививаются привычки, формируется умение отвечать за свои поступки.

Проект по энергосбережению может быть краткосрочным (1–3 недели), среднесрочным (4–6 недель) или долгосрочным (более полугода). В проекте обычно участвуют воспитатель, дети и их родители. Реализация подразумевает 3 этапа:

  1. Вводная часть. Подготовка, сбор материала.
  2. Практическая часть. Проведение исследований, мероприятий.
  3. Завершение, подведение итогов.

В качестве подготовки и мотивации к основной части проекта можно использовать:

  • беседы об электричестве, воде, свете с опорой на жизненный опыт;
  • опыты со светом, водой, воздухом;
  • изучение детских энциклопедий по экологии;
  • дидактические игры (например, «Мой дом», «Безопасное поведение»);
  • регулярное наблюдение за явлениями окружающего мира;
  • анкеты для родителей.

От бесед и рассказов об электричестве дошкольники переходят к творческой деятельности в рамках проекта

При проведении опытов важно провести вводный инструктаж и рассказать о правилах безопасности. Ребята должны понимать, что проведение экспериментов — серьёзное дело. Но не стоит преподносить это в строгой форме, чтобы не испугать воспитанников. Лучше, например, сказать, что все знаменитые физики и химики обязательно надевают перчатки перед началом опыта, а также аккуратно относятся к жидкостям, не разливают их и не пробуют ничего на вкус.

Например, опыт «Как увидеть молнию», цель которого будет являться выяснение того, что гроза — проявление электричества в природе, может быть проведён с помощью:

  • воздушного шара;
  • шерстяных кусочков ткани;
  • рупора.
  1. Сложенные друг на друга кусочки шерстяной ткани натирают воздушным шаром или пластмассовым предметом.
  2. Подносят к ним рупор (для усиления звука).
  3. Медленно разъединяют ткань. В результате происходит электризация, сопровождающаяся характерным треском, появилось электричество.

Для проведения дидактической игры «Где живёт Лампочка?» понадобятся:

  • картинки с изображением различных бытовых приборов (холодильник, стол, телевизор, книжный шкаф, пылесос, шуба, телефон, ваза и т. п.);
  • красный картонный или бумажный кружочек.
  1. Воспитатель показывает ребятам картинки с различными приборами и предлагает им назвать только те, в которых есть лампочка, и выделить их красным кружочком.
  2. Далее проводит беседу с ребятами о важности использования электричества в быту. Спрашивает, чем обычно занимается мама дома, какую бытовую технику использует (утюг, стиральную машину, плиту, фен). Лампочка может держать обиду на маму Наташи и Кати (использование многих приборов одновременно).
  3. Лампочка спрашивает ребят: «Как вы думаете, всегда ли нужно использовать электрические приборы? Или можно заменить их механическими? В каких случаях?». Ребята высказывают своё мнение.

Основной целью подготовительного этапа является дать вводные знания по электричеству, заинтересовать детей в проведении практических занятий.

Читайте также: «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы»

Практическая часть проекта состоит из активной работы её участников. Она может включать:

  • изготовление демонстрационного материала, карточек и схем для проведения опытов;
  • подготовку к выставке;
  • наблюдения (например, за дождём, росой, паром);
  • дидактические игры;
  • опыты;
  • чтение экологических сказок;
  • беседы;
  • сочинение совместных с ребёнком рассказов, загадок по теме;
  • оформление декораций для эпизодов сказки;
  • театрализованные сценки;
  • изготовление плакатов, стенгазет;
  • изготовление памяток;
  • проведение консультаций и т. п.

В рамках проекта можно провести акцию с призывом беречь электроэнергию

На завершающем этапе организуются:

  • выставки;
  • тематические уголки;
  • чтение стихов;
  • загадывание загадок;
  • составление кроссворда;
  • игры;
  • развлечения;
  • фотоальбом и др.

На завершающем этапе реализации проекта можно предложить воспитанникам сделать тематический коллаж

Таблица: паспорт педагогического проекта «Энергоша»

  • Познакомить детей с различными видами энергии;
  • изучить с детьми правила безопасного обращения с электрическими приборами;
  • учить дошкольников бережному отношению к энергоресурсам страны, углубив их представления об электроэнергии через организацию исследовательской деятельности.
  1. Что такое электричество (познавательные занятия «Что такое электричество», «Откуда к нам приходит электричество», «Обогревательные приборы»).
  2. Почему лампочка светится (игра-занятие «Королева Лампочка»).
  3. Для чего нужно беречь электричество (беседа «Экономим тепло»).
  1. Общение:
      беседы «Что такое электрический ток и откуда он берётся», «Чем освещалось жильё до…»;
  2. чтение «Электричество в природе», «Как солнышко электрическую лампочку зажгло» (Жилинский И. М.), «Научимся электросбережению», «Мудрые советы»;
  3. загадки об электроприборах.
  4. Игры:
      «Что было, что будет»;
  5. «Хорошо — плохо»;
  6. «Свет, звук»;
  7. «Магазин» (сюжетно-ролевая);
  8. «Разрезные картинки»;
  9. «Выбери лишнюю картинку»;
  10. «Ремонтная мастерская» (сюжетно-ролевая);
  11. «Самый тихий, самый лёгкий, самый быстрый» (классификация бытовых предметов);
  12. «Новоселье» (сюжетно-ролевая).
  13. Художественно-речевая деятельность:
      лепка «Наши помощники электроприборы»;
  14. сочинение загадок о бытовой технике;
  15. рисование «Волшебная лампочка», «Где живёт электричество».
  16. Познавательно-практическая деятельность:
      опыты (с расчёской, шариками, «Загорится ли лампочка в фонарике»);
  17. наблюдения «Где в нашей группе живёт электричество», «Как мы видим электричество», «Чтобы зря не горели лампочки»;
  18. рассматривание иллюстраций (предметы бытовой техники).
  19. Взаимодействие с семьёй:
      наблюдение с родителями за работой электросчётчика;
  20. подбор загадок об электроприборах и электричестве;
  21. подсчёт количества лампочек в квартире;
  22. подбор информации об экономном расходовании энергии;
  23. изготовление плакатов «Берегите электроэнергию».
  • Фотоальбом «Полезные помощники»;
  • рекомендации «Безопасное поведение с электричеством»;
  • сообщение «Как устроена электрическая лампочка»;
  • кроссворд «Наши друзья — электрические приборы».
  • Дети становятся более внимательными к природе, пытаются бережно к ней относиться, экономнее потребляют электроэнергию.
  • Родители более ответственно относятся к расходу электричества в доме и в совместной работе с ребёнком укрепляют взаимоотношения.
  • Воспитатель повышает свои знания по поводу сохранения природных ресурсов, делится своим опытом с коллегами и родителями, бережёт энергию на рабочем месте, показывая детям пример.

Проект «Звуки вокруг нас»

Проекты в детском саду по исследованию звука создаются педагогами для привлечения внимания ребят к музыке, побуждения к игре на музыкальных инструментах, в частности, в детском оркестре. Проект «Звуки вокруг нас» направлен на то, чтобы учить дошкольников отличать шумовые звуки от музыкальных. Так как у детей младших групп очень слабо развит слух, чувство ритма, подобные проекты будут актуальны для ребят старших и подготовительных групп.

В процессе проекта «Звуки вокруг нас» дети учатся различать природные и искусственные источники звука

Приведём пример одного из проектов «Звуки вокруг нас», разработанного воспитателем старшей группы Юдиной Г. А. Цель проекта — расширять представления детей о различных звуках окружающего мира. Проект среднесрочный, рассчитан на 1 месяц.

Таблица: содержание проектной деятельности «Звуки вокруг нас»

  • Познакомить детей с тем, что все звуки делятся на шумовые и музыкальные;
  • показать чем отличается шумовой звук от музыкального.
  • Ознакомить родителей с проблемой проекта;
  • вместе обсудить цели и задачи проекта;
  • сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
  • Оформление родительского уголка «Для вас, родители».
  • Размещение рекомендаций по теме проекта.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Оснащение театрального уголка группы новыми музыкальными инструментами.
  • Оснащение природного уголка новыми атрибутами для экспериментирования.
  • Обогащать знания детей о здоровом образе жизни на основе работы органов слуха;
  • расширять представления детей об особенностях слухового восприятия людей и животных.
  • Дидактическая игра «Слушаем шум».
  • Прослушивание фонограммы различных шумов (А. Буренина «Театральные шумы»).
  • Развивать слуховое внимание;
  • подбирать предметы, издающие звук, по свойству предмета (деревянный, металлический, стеклянный, шуршащий).
  • Способствовать развитию сотрудничества педагогов с родителями и детьми;
  • продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в мини-группах.

Как провести занятие по ознакомлению с окружающим миром в детском саду

Занятие по окружающему миру в детском саду

В дошкольный период у детей формируются первые представления об окружающем мире: различных предметах дома, в детском саду и на улице, природе, профессиях людей и т. д. На занятиях по познанию окружающего мира в дошкольном учреждении необходимо расширять эти представления у ребёнка, формировать гармонично развитую личность, способную ориентироваться в привычных жизненных ситуациях.

Формирование представлений об окружающем мире в разных возрастных группах ДОУ

Занятия по познанию окружающего мира включают в себя изучение мира природы, явлений общественной жизни (жизнь и труд взрослых), предметного окружения. Общей целью курса таких мероприятий в ДОУ является формирование у ребёнка целостной картины мира, критического мышления, умения самостоятельно определять и эмоционально реагировать на происходящее в окружающем мире, развитие воображения, творческой и познавательной активности.

Дети лежат в кругу на ковре, соединив ладошки

Занятия по изучению окружающей среды помогают детям лучше ориентироваться в различных житейских ситуациях

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
  • формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
  • формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках;
  • формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблю­дать.

В. А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

Проводить занятия по знакомству с окружающим миром педагогу следует, учитывая возрастные особенности детей, используя адекватные подходящие приёмы, средства и методы.

Первая младшая группа

В первой младшей группе ставятся следующие задачи:

  • Знакомить с предметами ближайшего окружения (фрукты, овощи, игрушки, посуда, одежда, обувь) и учить различать их разновидности и применение (из стакана пьют сок и воду, на автобусе люди ездят на работу или в гости).
  • Учить называть цвет, форму, материал, размер, подбирать предметы по тождеству, сравнивать их, называть отдельные детали (у машины — колесо, кабина, у платья — карманы, пуговицы, воротник).
  • Приучать называть своё имя и имена членов семьи, беседовать о семье (дидактические игры «Как зовут маму», «Как развеселить маму», «Чем порадовать папу»).
  • Учить свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой детский сад, находить свою группу, ориентироваться в помещении группы (игры «Кто быстрее найдёт свой шкафчик», «Поиграем с куклами в игровом уголке»), напоминать название улицы, города.
  • Воспитывать интерес к труду взрослых, ознакомлять с домашними делами (например, мытьё посуды, уборка комнаты), подчёркивать важность такого труда (игры-занятия «Мамы — дома повара», «Каша Сороки-белобоки»).

Кукла и игрушки за обеденным столом

В первой младшей группе дети запоминают название и применение предметов ближайшего окружения

Так, игра «Мамы — дома повара» (по О. В. Дыбиной) направлена на демонстрацию важности домашнего труда мамы, знакомство с различными блюдами и их названиями. Предварительным материалом к игре выступает совместная подготовка родителей и детей фотографий мам, на которых они заняты процессом приготовления еды.

  1. Воспитатель достаёт и показывает ребятам игрушечного персонажа Сороку-белобоку и начинает разговаривать с ней: «Сорока, сорока, ты к нам прилетела, чтобы сварить кашу?», а сорока-игрушка отвечает: «Нет, я пришла узнать у ребят, что же готовят их мамы дома».
  2. Дети по очереди выходят и рассказывают, показывая фотографию со своей мамой, о том, какое блюдо она готовит. Например: «Моя мама готовит суп. Она добавляет туда картошку, морковь, лук, перец». Воспитатель дополняет рассказ ребёнка: «Так, значит, это овощной суп. Ребята, а вы любите супы? У кого ещё мама готовит суп? А какие ещё есть: гороховый, борщ, свекольник? Кто что больше любит?» и т. д. Происходит беседа. Следующий ребёнок, например, рассказывает о том, что его мама печёт пирожки. Вспоминаются блюда, которые ещё можно выпекать (пирог, плюшки). Другой малыш показывает фото, как мама жарит картошку. Воспитатель поддерживает и направляет разговор о том, какие блюда тоже можно готовить на сковородке (котлеты, блинчики), интересуется мнением ребят.
  3. После того как все малыши рассказали о трудах своих мам, Сорока-белобока говорит: «Ребята, у вас замечательные мамы! Как они трудятся дома и какую вкусную еду готовят для всей семьи! Спасибо за интересный рассказ! А я полетела рассказывать своим детишкам-сорочатам о том, как можно приготовить вкусную еду. Пока».
  4. Фотографии мам выставляются на мольберте. Каждый ребёнок может ещё раз рассказать о своей маме воспитателю или другим ребятам.

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе дети:

  • продолжают знакомиться с предметами и их свойствами — учатся определять размер, форму, вес, расположение (далеко — близко, высоко — низко), различать цвета;
  • иизучают свойства материалов (твёрдость, пластичность), структуру поверхности (гладкая, скользкая, шершавая) в играх «Из чего это сделано?», «Послушная глина» и др.;
  • начинают простейшие исследования предметов (тонет — не тонет, рвётся — не рвётся);
  • принимают участие в беседах о семье и её важности, учатся рассказывать о своих родственниках;
  • знакомятся с профессиями (медсестра, воспитатель).

Девочки играют в больницу с куклами

Изучая разные профессии, дети приобщаются к общественной жизни

Важно подчёркивать в занятиях различие предметов, сделанных людьми (табуретка, ложка, диван) и созданных природой (шишка, камень, ветка). Например, в игре «Помоги Незнайке» дети складывают предметы в различные мешочки в зависимости от того, сделаны они человеком или нет. Усложнить игру можно, попросив ребят обосновывать свой выбор («Я положил мяч в этот мешок, потому что его сделал человек»).

Средняя группа

В средней группе воспитанники:

  • учатся различать предметы по их использованию (для рисования, игры, труда);
  • продолжают знакомиться со свойствами и качествами предметов;
  • расширяют знания об общественном транспорте;
  • продолжают знакомиться с детским садом и его сотрудниками;
  • продолжают изучать родной край, знакомятся с названиями улиц, достопримечательностями города, праздниками, получают начальные представления об армии страны;
  • продолжают знакомиться с профессиями (шофёр, продавец, врач), вводится само понятие «профессия».

Следует объяснять ребятам, почему тот или иной предмет сделан из определённого материала (мебель — из дерева, зонт — из водонепроницаемой ткани, чашка — из фарфора). Также детям интересно знакомиться с историей появления предметов и материалов.

Подробнее об ознакомлении с окружающим миром в средней группе детского сада можно узнать из нашей статьи — Как прекрасно вокруг: ознакомление с окружающим миром воспитанников средней группы детского сада.

Дети, сидя за столом, раскладывают пуговицы

Игры с пуговицами учат дошкольников различать цвет и размер, а также тренируют мелкую моторику

Например, можно провести игру «Какая бумага была в прошлом», целью которой является знакомство детей с видами бумаги в прошлом и с её современным использованием. Воспитатель рассказывает про каждый материал, который в прошлом использовали для написания на нём текстов. При рассмотрении самого древнего вида — камня, подчёркивается неудобство его применения в письме и необходимость поиска других материалов. Затем дети изучают глиняную табличку. В совместном разговоре с педагогом они приходят к выводу, что глина мягкая, на ней удобнее писать, чем на камне, но табличка хрупкая и может разбиться. Преподаватель рассказывает группе о бересте, что этот материал использовался в Древней Руси и сделан он из берёзовой коры. Писать на бересте удобно, но вот книгу сделать из неё не получится. Детям предлагается сложить бересту, чтобы они убедились, как трудно это сделать — она сразу ломается.
Затем воспитатель рассказывает, что из далёкого Китая когда-то был привезён новый материал для письма — бумага. Сначала она была тёмная, поверхность была у неё шероховатая. В итоге беседа подводится к рассмотрению листа бумаги, используемого в настоящее время, — гладкого, тонкого и белого. Ребятам задаётся вопрос, что можно сделать из бумаги (книги, газеты, журналы, тетради и т. д.). В заключающей части занятия удачным будет прочитать стихотворение, например, С. Маршака «Чистый лист».

Видео: открытый урок по познанию окружающего мира в средней группе

Старшая группа

  • учатся различать и называть виды транспорта, бытовые приборы для удобства и комфорта (чайник, кофемолка, комбайн, тостер, утюг, пылесос, ковёр), можно организовать дидактические игры «Предметы, создающие комфорт в доме», «Что облегчает домашний труд»;
  • учатся сами описывать предметы (их свойства и качества), например, проводятся игры «Упрямый предмет», «Из какого материала сделано»;
  • продолжают знакомиться с родным краем;
  • расширяют знания о профессиях (врач, шофёр);
  • учатся различать некоторые виды войск;
  • обучаются некоторым правилам дорожного движения.

Дети и педагог рассаживают фиалки в горшочки

На занятиях по окружающему миру ребята могут попробовать себя в роли садоводов

При ознакомлении детей старшей группы с новыми видами профессий, следует акцентировать внимание на важности любого труда, его ценности. Например, занятие «В гостях у художника» учит детей ценить творческую деятельность живописцев, показывает её значимость и необходимость.

  1. В группу заходят персонажи Кисточка и Карандаш и начинают спорить между собой о том, кто из них важнее.
  2. Воспитатель предлагает персонажам спросить об этом у ребят (дети выкрикивают разные ответы).
  3. Тогда Карандашу и Кисточке вместе с ребятами предлагается спросить мнение у эксперта (художника) и отправиться на экскурсию к Ирине Михайловне.
  4. Дети вместе с педагогом и героями идут в мастерскую, где развешаны картины, лежат предметы для рисования. Там работает художник Ирина Михайловна. Дети её приветствуют. Воспитатель: «Ирина Михайловна, мы не можем прийти к общему мнению, спорим, кто главнее — карандаш или кисточка».
  5. Ирина Михайловна: «Давайте тогда с вами разберёмся, спор не нужен. Сначала я хочу познакомить вас со своей профессией. Я — художник. Это человек, который занимается рисованием, лепкой. Вот один из моих рисунков. Что на нём изображено? (Осень). Правильно, это осень. Я долго гуляла по осеннему лесу, присматривалась к деревьям, различным цветам листьев и создала эту картину. Нарисована она акварелью. Когда изображается природа, деревья, лес, получается пейзаж. А вот на этой картине я изобразила свою бабушку. Она у меня добрая и заботливая, очень любит вязание. Я и изобразила, как она трудится за своим любимым занятием. А вот на этом рисунке я изобразила свою дочку Марину. Ей 4 года. Она весёлая и задорная, любит играть с куклами и рисовать. У Мариночки широкая улыбка и ясные игривые глаза. Она как будто так и зовёт вас поиграть вместе с ней. Рисунок, на котором изображён человек, называется портрет. Портреты своей бабушки и дочки я создала с помощью карандаша».
  6. Воспитатель: «Ребята, давайте скажем спасибо Ирине Михайловне за такой интересный и подробный рассказ!». (Дети благодарят художницу).
  7. Карандаш и Кисточка кричат: «Подождите! Мы ведь так и не выяснили, кто из нас главнее!», на что Ирина Михайловна им отвечает: «Я думаю, что ребята уже смогут вам ответить на этот вопрос». Дети отвечают, что теперь знают, что и без кисточки, и без карандаша не обойтись в рисовании, они равны.
  8. Воспитатель предлагает отблагодарить за интересный рассказ художника Ирину Михайловну цветами (каждый ребёнок подходит к Ирине Михайловне и дарит ей цветок). Затем дети возвращаются к себе в группу.

Художественная мастерская

Слушая рассказы художника, дети проникнутся уважением и любовью к этой профессии

Занятия по познанию окружающего мира для детей старшего дошкольного возраста должны побуждать их проводить собственные исследования, учиться анализировать происходящее, устанавливать причинно-следственные связи.

Подготовительная группа

В подготовительной группе занятия по познанию окружающего мира направлены на:

  • обогащение знаний об окружающих предметах, истории их создания, видах транспорта;
  • проведение бесед о семье (говорить о датах рождения родственников, называть их имена);
  • формирование представлений детей о школе, библиотеке, музее, используя экскурсии, рассматривание альбомов, беседы;
  • расширение знаний о родном крае, знакомство с флагом, гербом и гимном страны;
  • проведение бесед о нашей планете, формирование навыка пользоваться картой (старшие дошкольники с интересом воспринимают темы о космосе, полёте Ю. Гагарина, В. Терешковой, космических экипажах и станциях);
  • углублять знания об армии;
  • формировать интерес к новым профессиям.

В подготовительной группе следует активно использовать преобразовательную деятельность, тем самым развивая творческую активность ребят и их воображение. Например, игры-преобразования «Укрась ёлочку», «Дом из ткани», «Ватрушка» побуждают дошкольников выступать в роли творцов, преобразователей.

Таблица: примерный план занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

  • Расширять представления детей о семье;
  • разивать чувство гордости за свою семью.
  • Расширять представления о работе детского саду, его сотрудниках;
  • воспитывать любовь к своей группе.
  • Познакомить детей с профессией учителя;
  • воспитывать интерес к школе.
  • Дать понятие о коже как о материале, познакомить с её свойствами;
  • изучить предметы и вещи, создаваемые из кожи.
  • Познакомить детей с трудом работников типографии;
  • познакомить с процессом создания книги.
  • Дать детям представление о библиотеке;
  • ознакомить с правилами посещения библиотеки.
  • Расширять представления детей об армии;
  • воспитывать любовь к Родине.
  • Познакомить с прошлым счётных устройств;
  • развивать познавательную активность.
  • Расширять представления детей о космосе;
  • рассказать об известных космонавтах.
  • Познакомить с прошлым светофора;
  • расширять знания о правилах дорожного движения.
  • Познакомить детей с профессией фермера;
  • воспитывать чувство уважения к работникам сельского хозяйства.

Демонстрационный материал на занятиях по познанию окружающей среды в детском саду

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром используются различные приёмы оформления наглядных материалов. Это могут быть:

  • схемы;
  • слайды;
  • картинки-карточки
  • поделки;
  • плакаты;
  • стенгазеты и т. п.

Воспитатель, готовясь к занятию, заранее продумывает, какой вид демонстрационного материала лучше подойдёт для данной темы, ищет информацию в сети или книгах, распечатывает и оформляет. Например, на занятии по изучению леса можно показать ребятам фотографии различных деревьев, а также изготовить поделку или нарисовать дерево.

Игровое пособие в виде дерева и белых цветочков

Материал на занятии должен быть наглядным и понятным ребятам

Интерес у дошкольников вызовет игра по самостоятельному сбору частей в целое. Например, разрезать картинку ромашки и предложить сложить её в правильном порядке. Для изучения темы «Семья» удачным будет использование карточек с изображениями членов семьи. При изучении правил дорожного движения пригодятся схемы, демонстрирующие переход дороги в положенном месте, работу светофора и т. д.

Фотогалерея: демонстрационный материал к занятиям в ДОУ по познанию окружающей среды

Схема ПДД для детей Безопасность на дороге зависит от соблюдения правил дорожного движения Схема дорожных знаков Знание знаков дорожного движения поможет ребятам ориентироваться на улице Картинки с кошками и собаками Младшие дошкольники с удовольствием воспроизводят голоса домашних животных Плакат с национальными костюмами Плакат с народными костюмами познакомит ребят с особенностями разных культур Карточки с изображениями животных и их пищей Дошкольникам нужно определить, какое животное чем питается Картинки с различными видами транспорта Работа с карточками по изучению видов транспорта развивает у дошкольников навыки анализа и синтеза Картинка с указанием составных частей дерева С помощью такого изображения педагог знакомит малышей со строением дерева Карточки, посвящённые изучению членов семьи Набор карточек поможет дошкольникам при изучении темы «Семья»

Разработка проекта по познанию окружающего мира в детском саду

Участие в проектной деятельности формирует у детей реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы. При разработке проекта воспитатель учитывает возрастные особенности дошкольников, выбирает интересную ребятам тему и обосновывает её актуальность. Затем педагог формулирует цели и задачи, подбирает методы реализации поставленных целей, прогнозирует ожидаемые результаты работы по проекту.

Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.

Китайская народная мудрость

Оформление проекта включает следующие основные моменты:

  1. Краткая аннотация с обоснованием актуальности проекта.
  2. Характеристика участников проекта.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Предполагаемые результаты.
  5. Сроки реализации проекта.
  6. Необходимые материалы и оборудование.
  7. Этапы реализации проекта (в том числе изучение литературы, работа с родителями, мониторинг и т. д.).
  8. Список использованной литературы.

Проект по энергосбережению

Недостаток бережного обращения с ресурсами — одна из важных экологических проблем в настоящее время. Забота о нашей планете и разумное использование энергии ложатся в основу проводимых проектов по энергосбережению в детском саду. Цель проекта по энергосбережению — показать необходимость экономичного использования энергии, напомнить элементарные приёмы, помогающие сократить потребление электроэнергии, водных и тепловых ресурсов, изучить правила безопасности. Оптимальным считается начинать вводить вопросы по сохранению энергии в старшей группе. В этом возрасте быстро прививаются привычки, формируется умение отвечать за свои поступки.

Проект по энергосбережению может быть краткосрочным (1–3 недели), среднесрочным (4–6 недель) или долгосрочным (более полугода). В проекте обычно участвуют воспитатель, дети и их родители. Реализация подразумевает 3 этапа:

  1. Вводная часть. Подготовка, сбор материала.
  2. Практическая часть. Проведение исследований, мероприятий.
  3. Завершение, подведение итогов.

В качестве подготовки и мотивации к основной части проекта можно использовать:

  • беседы об электричестве, воде, свете с опорой на жизненный опыт;
  • опыты со светом , водой, воздухом;
  • изучение детских энциклопедий по экологии;
  • дидактические игры (например, «Мой дом», «Безопасное поведение»);
  • регулярное наблюдение за явлениями окружающего мира;
  • анкеты для родителей.

Дети работают над созданием большой лампочки из бумаги

От бесед и рассказов об электричестве дошкольники переходят к творческой деятельности в рамках проекта

При прове дении опытов важно провести вводный инструктаж и рассказать о правилах безопасности. Ребята должны понимать, что проведение экспериментов — серьёзное дело. Но не стоит преподносить это в строгой форме, чтобы не испугать воспитанников. Лучше, например, сказать, что все знаменитые физики и химики обязательно надевают перчатки перед началом опыта, а также аккуратно относятся к жидкостям, не разливают их и не пробуют ничего на вкус.

Например, опыт «Как увидеть молнию», цель которого будет являться выяснение того, что гроза — проявление электричества в природе, может быть проведён с помощью:

  • воздушного шара;
  • шерстяных кусочков ткани;
  • рупора.
  1. Сложенные друг на друга кусочки шерстяной ткани натирают воздушным шаром или пластмассовым предметом.
  2. Подносят к ним рупор (для усиления звука).
  3. Медленно разъединяют ткань. В результате происходит электризация, сопровождающаяся характерным треском, появилось электричество.

Для проведения дидактической игры «Где живёт Лампочка?» понадобятся:

  • картинки с изображением различных бытовых приборов (холодильник, стол, телевизор, книжный шкаф, пылесос, шуба, телефон, ваза и т. п.);
  • красный картонный или бумажный кружочек.
  1. Воспитатель показывает ребятам картинки с различными приборами и предлагает им назвать только те, в которых есть лампочка, и выделить их красным кружочком.
  2. Далее проводит беседу с ребятами о важности использования электричества в быту. Спрашивает, чем обычно занимается мама дома, какую бытовую технику использует (утюг, стиральную машину, плиту, фен). Лампочка может держать обиду на маму Наташи и Кати (использование многих приборов одновременно).
  3. Лампочка спрашивает ребят: «Как вы думаете, всегда ли нужно использовать электрические приборы? Или можно заменить их механическими? В каких случаях?». Ребята высказывают своё мнение.

Основной целью подготовительного этапа является дать вводные знания по электричеству, заинтересовать детей в проведении практических занятий.

Практическая часть проекта состоит из активной работы её участников. Она может включать:

  • изготовление демонстрационного материала, карточек и схем для проведения опытов;
  • подготовку к выставке;
  • наблюдения (например, за дождём, росой, паром);
  • дидактические игры;
  • опыты;
  • чтение экологических сказок;
  • беседы;
  • сочинение совместных с ребёнком рассказов, загадок по теме;
  • оформление декораций для эпизодов сказки;
  • театрализованные сценки;
  • изготовление плакатов, стенгазет;
  • изготовление памяток;
  • проведение консультаций и т. п.

Дети и педагоги держат в руках листы бумаги с фразами, посвящёнными энергосбережению

В рамках проекта можно провести акцию с призывом беречь электроэнергию

На завершающем этапе организуются:

  • выставки;
  • тематические уголки;
  • чтение стихов;
  • загадывание загадок;
  • составление кроссворда;
  • игры;
  • развлечения;
  • фотоальбом и др.

Коллаж «Советы Энергоши»

На завершающем этапе реализации проекта можно предложить воспитанникам сделать тематический коллаж

Таблица: паспорт педагогического проекта «Энергоша»

  • Познакомить детей с различными видами энергии;
  • изучить с детьми правила безопасного обращения с электрическими приборами;
  • учить дошкольников бережному отношению к энергоресурсам страны, углубив их представления об электроэнергии через организацию исследовательской деятельности.
  1. Что такое электричество (познавательные занятия «Что такое электричество», «Откуда к нам приходит электричество», «Обогревательные приборы»).
  2. Почему лампочка светится (игра-занятие «Королева Лампочка»).
  3. Для чего нужно беречь электричество (беседа «Экономим тепло»).
  1. Общение:
    • беседы «Что такое электрический ток и откуда он берётся», «Чем освещалось жильё до…»;
    • чтение «Электричество в природе», «Как солнышко электрическую лампочку зажгло» (Жилинский И. М.), «Научимся электросбережению», «Мудрые советы»;
    • загадки об электроприборах.
  2. Игры:
    • «Что было, что будет»;
    • «Хорошо — плохо»;
    • «Свет, звук»;
    • «Магазин» (сюжетно-ролевая);
    • «Разрезные картинки»;
    • «Выбери лишнюю картинку»;
    • «Ремонтная мастерская» (сюжетно-ролевая);
    • «Самый тихий, самый лёгкий, самый быстрый» (классификация бытовых предметов);
    • «Новоселье» (сюжетно-ролевая).
  3. Художественно-речевая деятельность:
    • лепка «Наши помощники электроприборы»;
    • сочинение загадок о бытовой технике;
    • рисование «Волшебная лампочка», «Где живёт электричество».
  4. Познавательно-практическая деятельность:
    • опыты (с расчёской, шариками, «Загорится ли лампочка в фонарике»);
    • наблюдения «Где в нашей группе живёт электричество», «Как мы видим электричество», «Чтобы зря не горели лампочки»;
    • рассматривание иллюстраций (предметы бытовой техники).
  5. Взаимодействие с семьёй:
    • наблюдение с родителями за работой электросчётчика;
    • подбор загадок об электроприборах и электричестве;
    • подсчёт количества лампочек в квартире;
    • подбор информации об экономном расходовании энергии;
    • изготовление плакатов «Берегите электроэнергию».
  • Фотоальбом «Полезные помощники»;
  • рекомендации «Безопасное поведение с электричеством»;
  • сообщение «Как устроена электрическая лампочка»;
  • кроссворд «Наши друзья — электрические приборы».
  • Дети становятся более внимательными к природе, пытаются бережно к ней относиться, экономнее потребляют электроэнергию.
  • Родители более ответственно относятся к расходу электричества в доме и в совместной работе с ребёнком укрепляют взаимоотношения.
  • Воспитатель повышает свои знания по поводу сохранения природных ресурсов, делится своим опытом с коллегами и родителями, бережёт энергию на рабочем месте, показывая детям пример.

Проект «Звуки вокруг нас»

Проекты в детском саду по исследованию звука создаются педагогами для привлечения внимания ребят к музыке, побуждения к игре на музыкальных инструментах, в частности, в детском оркестре. Проект «Звуки вокруг нас» направлен на то, чтобы учить дошкольников отличать шумовые звуки от музыкальных. Так как у детей младших групп очень слабо развит слух, чувство ритма, подобные проекты будут актуальны для ребят старших и подготовительных групп.

Педагог рассказывает что-то детям от имени игрушки

В процессе проекта «Звуки вокруг нас» дети учатся различать природные и искусственные источники звука

Приведём пример одного из проектов «Звуки вокруг нас», разработанного воспитателем старшей группы Юдиной Г. А. Цель проекта — расширять представления детей о различных звуках окружающего мира. Проект среднесрочный, рассчитан на 1 месяц.

Таблица: содержание проектной деятельности «Звуки вокруг нас»

  • Познакомить детей с тем, что все звуки делятся на шумовые и музыкальные;
  • показать чем отличается шумовой звук от музыкального.
  • Ознакомить родителей с проблемой проекта;
  • вместе обсудить цели и задачи проекта;
  • сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
  • Оформление родительского уголка «Для вас, родители».
  • Размещение рекомендаций по теме проекта.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Оснащение театрального уголка группы новыми музыкальными инструментами.
  • Оснащение природного уголка новыми атрибутами для экспериментирования.
  • Обогащать знания детей о здоровом образе жизни на основе работы органов слуха;
  • расширять представления детей об особенностях слухового восприятия людей и животных.
  • Дидактическая игра «Слушаем шум».
  • Прослушивание фонограммы различных шумов (А. Буренина «Театральные шумы»).
  • Развивать слуховое внимание;
  • подбирать предметы, издающие звук, по свойству предмета (деревянный, металлический, стеклянный, шуршащий).
  • Способствовать развитию сотрудничества педагогов с родителями и детьми;
  • продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в мини-группах.

Пример конспекта занятия «Природные зоны России» в подготовительной группе

Цель: расширять представления детей о природе родной страны, сформировать представления о различных природных зонах, воспитывать любовь к родному краю, учить пользоваться географической картой.

Методы и приёмы:

  • беседы;
  • словесная инструкция;
  • наглядный показ;
  • игры;
  • чтение литературы по теме;
  • дискуссии.

Страница из географического атласа

Рассматривание атласов и энциклопедий расширяет представления детей о мире

  • работа по карте России и карте мира;
  • заучивание стихов о России;
  • чтение энциклопедии;
  • рассматривание картинок.
  1. Воспитатель рассматривает вместе с детьми атлас России, просит дошкольников очертить границы страны на карте. Рассказывает о важности изучения особенностей родной страны, любви к ней. Просит ребёнка прочитать стихотворение о России (подготовленное заранее).
  2. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие по России. Сначала рассказывает о Крайнем Севере (показывает ребятам плакат с изображением тундры): спрашивает детей, что они думают о климате в этой местности, как там проходят времена года. Изучаются растения и ягоды, которые растут в тундре, рассматриваются их фото или картинки. Затем ребята знакомятся с животными-жителями Севера. Игра «Бывает ли это на Севере?».
  3. Воспитатель показывает дошкольникам плакат с изображением степи. Спрашивает, что они думают о её климате. Говорят о растительном (душица, ковыль) и животном (суслики, хомяки, антилопы) мире в этой местности. Проводят исследование: в ёмкость с землёй наливают немного воды, затем феном высушивают землю, имитируя горячий ветер. Формулируют вывод, что в степи дуют горячие ветра, которые высушивают почву.
  4. Подводят итоги. Вывод о том, что территория нашей страны — огромная. На ней встречается разнообразная растительность и климатические условия. Нужно гордиться, что мы живём в такой большой и красивой стране.

Занятия по познанию окружающей среды проводятся во всех возрастных группах ДОУ и включают обширный материал, который помогает ребятам ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с особенностями природы и быта людей. Проведение различных опытов, экскурсии, интересные проекты помогают лучше усваивать знания и научиться бережно относиться к природе и её ресурсам.

  • Автор: minmar_13
  • Распечатать

Источник https://infourok.ru/prezentaciya-viktorina-na-temu-elektrichestvo-i-energosberezhenie-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-6279907.html

Источник https://storylists.ru/obuchenie/razvlechenie-po-energosberezheniyu-v-detskom-sadu.html

Источник https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/proekt-po-energosberezheniyu-v-detskom-sadu.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: