Запорная и регулирующая арматура для системы отопления
Установка запорной арматуры – один из важных этапов строительства инженерных сетей. Прежде всего стоит знать, что монтаж такой арматуры должны выполнять высококвалифицированные специалисты, у которых есть достаточный опыт выполнения таких работ.
Виды запорной арматуры: дисковые поворотные затворы, обратные клапаны, задвижки и другая арматура.
Установка арматуры состоит из ряда технологических процессов, выполнение которых необходимо для обеспечения высокого качества сборки, которая послужит гарантией бесперебойной и долговечной работы.
Общие правила установки запорной арматуры
Существуют основные правила, которых необходимо придерживаться, выполняя монтаж запорной арматуры:
- Первое, что нужно сделать – очистить трубопровод. Сделать это можно путем удаления сторонних предметов, которые могли попасть в трубопровод в процессе хранения или транспортировки. Чистка может выполняться вручную (с помощью ершика) или нагнетанием воздуха, пара или воды. Важно отметить, что очистка трубопровода в дальнейшем должна производиться и в процессе выполнения работ, так как окалина, которая образуется при сварке, может нарушить герметичность.
- Следующее, что необходимо – выполнить проверку фланцев. Фланец должен быть ровным, без каких-либо изгибов; на его поверхности не должно быть никаких царапин, выемок и других дефектов.
- Важно учесть тот факт, что устанавливаемая аппаратура должна находиться на прямолинейном участке трубопровода. Следует избегать монтажа запорной арматуры на неровных участках, так как напряжения, которые могут возникать в местах изгиба, отрицательно сказываются на герметичности соединения, в связи с чем могут возникнуть протечки.
- Защита от гидравлического удара – тот момент, о котором нужно также позаботиться. Избыточное давление, которое может возникнуть при гидравлическом ударе, может значительно снизить срок эксплуатации, а также вывести из строя насосное оборудование и запорную арматуру. Именно поэтому необходима установка обратного клапана, который способен обеспечить стабильность водному потоку, которая может снизиться в результате резкой остановки-запуска двигателя либо в случае закрытия-открытия задвижки.
- Есть случаи (задвижки больших диаметров или тяжелые приводы), в которых нужно предусмотреть дополнительную опору, чтобы избежать несвоевременному разрушению винтов или прокладок.
- Не следует закрывать запорную арматуру очень сильно или перекручивать ее – возможны трещины и поломки.
- При сварке арматуры из нержавеющей стали, нужно оставлять ее в открытом положении.
Обратный клапан
Читайте также: Как найти протечку в пластиковом водопроводе
Установка обратного клапана нужна в случаях, в то время, когда употребляется насосная станция. Его монтаж выполняется сразу после станции либо по окончании храповика на всасывающей трубе. Для монтажа обратного клапана нужно применять особый сгон. Наряду с этим сгон должен устанавливаться с двух сторон обратного клапана. Более того, при установке принципиально важно проследить за стрелочкой, которая обязана идти в одном направлении с потоком воды. Диаметр клапана должен всецело соответствовать диаметру труб. Не рекомендуется применять переходники с меньшего на больший диаметр, и напротив.
Важная информация про задвижки
Схема устройства задвижки.
- Монтаж задвижек нужно выполнять с последующей их обвязкой стропом.
- Задвижки нельзя опускать или поднимать, при этом цепляясь за шток или штурвал.
- Недопустимо падение с высоты и любые удары.
- Позиция задвижки должна соответствовать направлению потока (что можно определить по стрелке на корпусе).
- Необходимо оберегать от повреждений защитное покрытие задвижек, так как они могут вызвать преждевременную коррозию.
- Монтаж стальных задвижек с помощью сварочных работ должен осуществляться с верхним положением штока.
Дополнительные устройства для отопления
К ним прежде всего относятся термометры и манометры. Они необходимы для контроля состояния горячей воды. По умолчанию подобные приборы устанавливаются в котел отопления. Но помимо этого необходим их монтаж на ответственных участках системы. Это относится к регулировочной арматуре для отопления теплого водяного пола (коллекторный узел). Манометр обязательно должен присутствовать в группе безопасности вместе с воздухоотводчиком.
У каждой арматуры для систем отопления, запорной или регулирующей, на корпусе зачастую указывают основные эксплуатационные показатели — максимальный (минимальный) уровень давления и температуры. Каким образом можно подобрать оптимальную модель даже без наличия паспорта на нее.
В качестве примера можно ознакомиться с ассортиментом запорной арматуры от компании Valtec:
В каких помещениях хранить арматуру
Запорную арматуру с резиновыми уплотнителями, а также шаровые краны, необходимо хранить в полуоткрытом положении. Что касается запорной арматуры с металлическими прокладками, стоит знать, что ее следует хранить в закрытом положении, потому как недопустимо попадание посторонних частиц. Задвижки, которые ожидают монтажа, следует хранить в закрытом сухом помещении, в которое не смогут попасть сквозняки, солнечные лучи и осадки. Важно знать, что помещение, в котором будет храниться вся запорная арматура, должно быть защищено от:
- влаги и дождя, во избежание коррозии;
- песка и ветра, чтобы избежать износа прокладок;
- жары и солнца, чтобы не повреждалось покрытие, особенно арматуры из пластика, которая крайне чувствительна к ультрафиолетовым лучам.
Рекомендации экспертов
От правильности установки запорной арматуры зависит долговечность и безопасность работы трубопровода. Потому здесь нет места ошибкам и недочетам. Требования к проведению сварочных работ должны соблюдаться строго.
Важное правило: для исключения поломки конструктивных элементов габаритных изделий, смещения их прокладок или повреждение уплотнителей под них сооружают основание – ставят бетонную плиту или делают заливку. В других случаях, если это предусмотрено проектом или того требует безопасный монтаж запорной арматуры, могут устанавливаться другие опоры.
Чрезмерное напряжение при эксплуатации запорно-регулирующих устройств – самый верный способ обеспечить их ранний износ. Оно возникает при неправильном выборе места на трубопроводе (деформации, повороты, изгибы).
Не стоит недооценивать и этап подготовки основных компонентов и систем к монтажным операциям. Проверять корпус конструкций на предмет целостности антикоррозионного покрытия, деформаций и прочих дефектов нужно очень внимательно. То же касается фланцев, монтажной площадки.
Самый надежный способ исключить многочисленные риски монтажных работ – доверить их квалифицированным специалистам с достаточным опытом и профессиональным инструментом.
Читайте также: Бестраншейная прокладка канализации — особенности и преимущества
Инструкции по монтажу запорной арматуры
- дисковые поворотные затворы;
Схема устройства дискового поворотного затвора.
- Монтаж должен производиться с открытием диска на одну четверть.
- Следует оставить достаточно места между фланцами, чтобы избежать повреждения прокладки.
- Гайки завинчиваются постепенно.
- Диаметры ответных фланцев и затвора должны быть одинаковыми.
- Не стоит устанавливать дополнительную прокладку между самим корпусом и фланцами.
- обратные клапаны;
- Диаметры обратных клапанов и ответных фланцев должны быть одинаковыми.
- Необходимо соблюдать монтажные расстояния при установке клапанов.
- Важно следить за правильным направлением потока при монтаже.
- Последнее, что нужно – соблюдать режим пульсации.
- шиберные ножевые задвижки;
- Проверить видно ли индикатор положения.
- После опрессовки следить за протечками и зажать гайками, если это будет нужно.
- Проверить направление потока при монтаже.
- Соблюдать правильное положение ножевых задвижек.
- шаровой обратный клапан;
Схема устройства шарового крана.
- Относительное уплотнение для чистой воды.
- Уделить особое внимание при малых давлениях и горизонтальном монтаже.
- Для уменьшения гидравлических ударов при возвращении шара для ДУ > 250 монтаж может быть с перекосом направления.
- одностворчатый обратный клапан;
- Для опускания между фланцами необходимо использование крючка.
- В горизонтальном положении крючок к трубопроводу следует устанавливать вертикально.
- двухстворчатый обратный клапан;
- Монтаж при нисходящем потоке для ДУ > 150 запрещен.
- Необходимо проверить работу пружин.
- шаровой кран;
- Никогда нельзя зажимать корпус крана в тиски.
- Завинчивать соединения крана стоит крайне осторожно.
- Крутить или держать кран нужно разводным гаечным ключом со стороны привинчивания.
- Нельзя использовать трубный циркульный ключ или щипцы, которые способны повредить внешнюю оболочку крана.
- Запрещается использовать удлинение ручки ключа для сильного зажатия. Это может привести к деформации корпуса или трещинам резьбовых соединений.
- Максимальная сила приложенная для завинчивания должна быть не более 30 Нм.
- Не рекомендуется разбирать по частям новую запорную арматуру без крайней необходимости. Как правило, каждый кран проходил пневматические и гидравлические испытания, что дает гарантию правильности сборки всех частей крана.
Монтаж при помощи резьбового соединения
Для выполнения работ достаточно иметь под рукой набор ключей, трубный или разводной (1, 2, 3 номера, в зависимости от диаметра трубопровода), а также прокладки или материал, из которого можно их изготовить. В обязательном порядке необходимо подготовить льняную нить или специальную ленту ФУМ для герметизации новых соединений.
Этапы производства работ:
- Перекрывается подача в трубопровод.
- Раскручиваются соединительные фрагменты, в случае, если не получается, нужно воспользоваться специальным средством (WD-40).
- Освобожденные места трубы с резьбой тщательно очищаются от возможной ржавчины и загрязнений. Можно применить растворители.
- Внимательно осматривают резьбу. На ней не должно быть трещин, сколов, накипи. Для уверенности в хорошем результате не мешает пройтись лишний раз специальной плашкой для нарезания резьбы.
- Собирают узел с установкой резиновых прокладок на стыки.
- Герметизируют резьбовые соединения.
Внимание. Если запорное устройство предусматривает направление движения жидкости, лучше лишний раз перепроверить, чтобы потом не делать двойную работу. На корпусе устройства должна быть стрелка.
Если запорное устройство предусматривает направление движения жидкости, лучше лишний раз перепроверить, чтобы потом не делать двойную работу. На корпусе устройства должна быть стрелка.
Требования по установке запорной арматуры на тепловых пунктах
Запорная арматура может быть установлена:
- на нагнетательном и всасывающем патрубках каждого из насосов;
- на каждом подающем и обратном трубопроводе тепловых сетей;
- на подводящих и отводящих трубопроводов водонагревателя.
Количество запорной арматуры на трубопроводах устанавливается минимально необходимое, которое будет способно обеспечить надежную работу.
Стальная запорная арматура используется в качестве отключающей на вводе тепловых сетей в тепловой пункт. Допускается использование арматуры из латуни или бронзы.
Установка данной арматуры производится поэтапно. Дальнейшее функционирование зависит только от того, насколько точно соблюдаются все правила по монтажу, которые были описаны выше.
Что такое регулирующая арматура
Запорная регулирующая арматура выполняет две функции. Первая – это регулировка температуры или гидравлического сопротивления. Вторая – полное перекрытие циркуляции. Особенность этого вида арматуры заключается в конструкции вентилей. При вращении ручки шток жмет на заслонку, которая перекрывает путь жидкости. Степень перекрытия может быть разной.
Отечественный утеплитель Техноплекс по характеристикам не уступает зарубежным аналогам.
При этом экструдированный пенополистирол имеет недостатки, например, практически нулевая паропроницаемость.
К запорно-регулирующей арматуре для отопления относятся:
- термостатические вентили;
- термоголовки;
- балансировочные вентили;
- трехходовые и обратные клапаны.
Данный вид вентилей может работать как в ручном, так и автоматическом режиме. Это позволяет поддерживать в помещении требуемый микроклимат, независимо от погоды. Автоматизированные системы широко используются для отопления нового поколения – умный дом.
Читайте также: Особенности сварки полипропиленовых труб
Регулировка температуры
Запорно-регулирующая арматура для воды в системе отопления выполняет функцию терморегулятора. Чтобы в помещении всегда была одинаковая температуры перед каждым радиатором нужно установить термостатический вентиль. Они есть ручные и полуавтоматические. Последние могут работать в ручном режиме, а после установки на них термостатической головки или сервопривода переходят в автоматический режим.
Внутри термоголовки есть сильфон с рабочим веществом.
Контроль показателей температуры осуществляется посредством термодатчиков. Они бывают встроенными или выносными и могут снимать показания степени нагрева воздуха или воды. Например, трёхходовой клапан устанавливается на подаче и соединяется байпасом с обраткой. Выносной термодатчик устанавливается за клапаном на подаче. Датчик снимает показания температуры воды и если она слишком горячая, то трёхходовой клапан подтягивает теплоноситель из обратки. Если вода слишком холодная, то подпитка из обратки уменьшается.
Запорно-регулирующая арматура является сердцем узлов подмеса для теплых полов.
Это позволяет одновременно эксплуатировать высокотемпературное и низкотемпературное отопление от одного котла. Узел подмеса устанавливается перед коллектором отопления, если петель тёплого пола больше одной. Если же контур ТП всего один, то узел подмеса можно устанавливать непосредственно на патрубки отводов от главной магистрали.
Регулировка гидравлического сопротивления
Гидравлическое сопротивление – это та сила, с которой нужно бороться воде во время циркуляции. Жидкость всегда течет по пути наименьшего сопротивления, поэтому важно соблюдать диаметры труб при монтаже. Если какая-то часть контура имеет слишком высокое гидравлическое сопротивления, то теплоноситель туда просто не потечет. Соответственно, отрезок системы отопления перестанет греть.
Балансировочный клапан для бытовой батареи.
Каким должно быть гидравлическое сопротивление рассчитывается на этапе проектирования системы отопления. Этим занимаются инженеры-теплотехники. Они используют специальные программы или же пользуются таблицами Exel собственной разработки. Все данные заносятся в проект. В обозначении запорной регулирующей арматуры на чертежах есть информация для настройки балансировочных вентилей.
Например, в проекте указано, что радиатор должен иметь сопротивление 2 единицы. При монтаже балансировочного вентиля нужно посмотреть в паспорт изделия. Там указано сколько нужно сделать оборотов штока, чтобы достигнуть необходимого значения сопротивления. Вентили всегда устанавливаются за радиатором. Регулировка осуществляет один раз.
Дисковой поворотный затвор
Тут выполняется фланцевое соединение. Наряду с этим фланцы должны размешаться параллельно друг к другу. Перед установкой убедитесь в том, что на поверхности фланцев отсутствуют сколы, раковины, заусеницы и другие повреждения, каковые имели возможность бы нарушить герметичность. Уже перед началом монтажа поворотный диск нужно немного открыть, но не всецело. Он не должен выходить за корпус поворотного затвора. По окончании при помощи шпилек либо болтов возможно легко прихватить. Потом диск поворотного затвора всецело раскрывается, по окончании чего равномерно затягиваются крепежи. В случае если процесс монтажа прошел верно, затвор должен с легкостью раскрываться и закрываться.
Где устанавливают, используют и применяют задвижки?
Перед монтажом любой из задвижек на трубопроводе, будь она муфтовой, фланцевой или под приварку, необходимо соблюдать соответствие с инструкцией и правилами установки по монтажу, и рабочим проектом по трубопроводным коммуникациям.
Осмотрите задвижку, которая будет крепиться на трубопровод, нет ли сколов, коррозии, насколько качественно она выполнена, так же просмотрите резиновые уплотнители, они могли пересохнуть и полопаться при длительном хранении, ведь от этого зависит дальнейшая работа устанавливаемой вами запорной арматуры.
В продаже у компании Армашоп имеется огромный ассортимент задвижек практически на любую среду и под любой проект.
Далее мы расскажем, как хранить, транспортировать, осуществить монтаж оборудования, приведем примеры и разберем все детально.
Читайте также: Гофра для кабеля – что это и когда она является обязательным элементом для прокладки электротрасс
Общие правила установки запорной арматуры
Установка такой арматуры является одним из самых важных этапов в инженерных системах. Их монтаж осуществляют мастера с определенным опытом работы. Во время монтажа они придерживаются основных правил.
В первую очередь перед установкой запорной арматуры необходимо очистить трубопровод. Для этого удаляются посторонние предметы, которые могли попасть внутрь трубопровода. Данный вид работ выполняется вручную, нагнетанием воздуха или воды.
После этого мастер должен проверить фланцы.
Они должны быть ровными без трещин, изгибов и дефектов. Далее выбирается ровное место на трубе, где будет располагаться арматура. Это необходимо для обеспечения полной герметичности системы.
Чтобы обеспечить защиту от гидравлического удара, необходимо установить обратный клапан, который обеспечит стабильность водного потока. Также необходимо проверить, не нужна ли системе дополнительная опора, чтобы защитить винты и прокладки от разрушения.
Во время монтажа запорной арматуры следует помнить, что перекручивать её не стоит, иначе могут возникнуть трещины и поломки. А во время сварки арматуру следует оставлять в открытом состоянии.
Подготовка к проведению монтажных работ
В большинстве случаев конструкция задвижек отличается двунаправленностью, что позволяет монтировать изделие без учета направления потока вещества в системе.
Первое требование перед началом монтажных работ – провести разгерметизацию изделия, удалить защитные колпаки, устранить консервационную смазку, провести предварительный осмотр на предмет целостности и отсутствия инородных тел в технических отверстиях.
Крайне важно провести проверку работоспособности изделия. Для этого затворный механизм переводится в крайние положения.
Место монтажа тщательно готовится: очищается участок трубы, убирается мусор и грязь.
Рекомендации по монтажу
Монтаж запорной арматуры начинается с открытия диска на четвертую часть. После этого необходимо оставить между фланцами достаточное пространство для защиты от повреждения прокладки. После этого необходимо аккуратно и постепенно закручивать гайки.
Между корпусом и фланцами не нужно устанавливать дополнительную прокладку, а диаметр затвора и фланцев должен быть одинаковым. Обязательно следует соблюдать монтажные расстояния и следить за направлением потока.
Специалисты не советуют разбирать новую запорную арматуру на части, если нет крайней необходимости, иначе можно нарушить герметизацию и поломать арматуру.
Если все сделать правильно, в водопроводе не будет протечек и других неприятностей и дефектов.
Читайте также: Какие бывают трубы Рехау по материалу изготовления и способам использования
Разъясните вопрос применения НТД в части установки УЗА с э/пр на подводных переходах согласно ГОСТ 55990 и СП 284.1325800.2016.
В настоящий момент разрабатываем проект на промысловый нефтепровод Ду400.
Проектирование выполняется в соответствии с ГОСТ 55990.
Согласно ГОСТ 55990 проектируемый нефтепровод относится ко II классу.
В проекте предусмотрено выполнение переходов через водные преграды шириной более 10м и глубиной более 1.5м.
При этом на переходах установлена категория «С» средняя.
Согласно п.9.2.1 ГОСТ 55990 требуется установка УЗА на подводных переходах нефтепроводов категории В при пересечении водных преград шириной более 10м и глубиной более 1.5м.
Соответственно в случае перехода категории «С» установка УЗА согласно ГОСТ 55990-2014 не требуется.
В соответствии с СП 284.1325800.2016:
“9.2.1 На трубопроводах надлежит предусматривать установку запорной арматуры…:
… – на обоих концах перехода трубопровода через водные преграды в зависимости от рельефа трассы, с каждой стороны перехода – для исключения поступления транспортируемого продукта в водоем, при этом запорная арматура должна быть установлена на отметках выше ГВВ 10 %-ной обеспеченности;”.
Читайте также: Устройство дренажа своими руками, пошаговая инструкция
Т.о., согласно СП 284.1325800.2016, следует устанавливать запорную арматуру на подводных переходах в независимости от ширины и глубины водной преграды, что противоречит ГОСТ 55990.
При этом в случае установки УЗА на подводных переходах для нефтепроводов II класса необходимо оснащении дистанционным управлением согласно ГОСТ 55990:
“9.2.2 Охранная запорная арматура устанавливаемая на входе подключения трубопроводов к площадкам УКПГ УППГ ГС КС ПХГ ДКС ГПЗ ЦПС ПС а также на нефтепроводах нефтегазопроводах и конденсатопроводах I и II классов при переходе их через водные преграды и при прокладке их выше отметок зданий и сооружений населенных пунктов и промысловых объектов энергетического диспетчерско-производственного и жилищно-бытового назначения должна быть оборудована системой мониторинга”.
“9.2.2 Запорная арматура, устанавливаемая на нефтепроводах, нефтепродуктопроводах и конденсатопроводах I и II классов, при переходе их через водные преграды и при прокладке выше отметок зданий и сооружений должна быть оборудована устройствами, обеспечивающими дистанционное управление и сигнализацию в случае утечек продукта”.
Прошу уточнить, какие имеются риски при прохождении ГГЭ в случае не установки электроприводной УЗА согласно ГОСТ 55990. В качестве решения также рассматривается возможность установки ручной УЗА.
Запорная арматураявляется неотъемлемой частью любого трубопровода вне зависимости от его размещения или предназначение.
Наряду с правильным хранениеми соблюдением норм производства, важное значение имеет непосредственный монтаж запорной арматуры в трубопровод.
В данной статье мы остановимся на основных требованиях к монтажу запорной арматуры, без который просто не обойтись:
1. Перед монтажом запорной арматуры в обязательном порядки производится чистка трубопровода, а так же самой арматуры (если она была на хранении). Очистка производится в ручном режиме при помощи щёток и напора воды или пара.
2. При установке запорных задвижек не допускается перемещение за шток, так, как это может привести к поломке.
3. Установка запорной арматуры производится на прямолинейных участках, монтаж арматуры на изгибе трубопровода или на неровных участках запрещён. Соблюдение данного условия вызвано тем, что на данных участках трубопроводов возникают перепады давления, что негативно скажется на работе запорной арматуры, а так же сказывается на герметичности соединения арматуры с трубопроводом.
4. Если монтируемая запорная арматуры имеет большой вес, то необходимо обеспечить опоры, которые будут её поддерживать, в противном случае возникает дополнительная нежелательная нагрузка на трубопровод и места соединения.
5. Если осуществляется монтаж фланцевых приборов, то перед установкой необходимо проверить состояние фланцев, дефекты должны отсутствовать.
6. При наличии на корпусе арматуры стрелок показывающих направление потока в трубопроводе, при установке следует следовать инструкции, учитывая данное направление при монтаже с трубопроводом. Как правило, такие стрелки можно увидеть на обратных клапанах или шиберах.
7. Болты и другие элементы крепежа затягиваются без сверх усилий, так, как чрезмерная затяжка может привести к образованию трещин на корпусе запорного прибора.
8. Если монтаж запорного элемента производится при помощи сварки, то она осуществляется при открытом положении арматуры.
Кроме этого отметим, что осуществляя монтаж запорной арматуры монтажник должен беречь её от ударов и других повреждений, ведь любые такие эксцессы могут значительно снизить долговечность арматуры.
Характеристики и требования
- Задвижки должны соответствовать требованиям ГОСТ 5762, ТУ и КД.
- Номинальные размеры от DN50 до DN1600 включительно.
- Номинальные давления от PN1,6МПа(PN16) до PN25МПа(PN250) включительно.
- Конструктивное решение задвижек, предназначенных для работы на вакууме, должно обеспечивать их герметичность относительно внешней среды и затвора при давлении до 0,004 МПа.
- В задвижках, предназначенных для работы на трубопроводах, на которых возможен нагрев находящегося в замкнутом объеме корпуса конденсата, должно быть предусмотрено устройство, исключающее повышение в них давления свыше допустимого значения.
- Задвижки с номинальным диаметром до DN150 включительно должны иметь клин жесткой конструкции, свыше DN150 до DN300 включительно – клин жесткой или упругой конструкции, свыше DN300 – упругой конструкции.
- Присоединение задвижек к трубопроводу: фланцевое по ГОСТ 12815, ответные фланцы по ГОСТ 12821.
- Испытание задвижек проводить согласно РД 26-07-263-86.
- Исполнение корпусов задвижек – полнопроходные.
Материал уплотнительных поверхностей деталей узла затвора должен обладать износостойкостью, обеспечивающей ресурсные показатели надежности задвижек. Скорость коррозии материала уплотнительных поверхностей деталей узла затвора – не более 0,05 мм/год. Если материал седел корпуса и контактирующих с ними деталей узла затвора не обеспечивает указанную скорость коррозии и требуемую износостойкость, то в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки предусматривают наплавку уплотнительных поверхностей коррозионно-стойкими износостойкими сплавами.
Читайте также: Клупп ручной: резьбонарезной инструмент для любителя и профессионала
Седла задвижек допускается выполнять в соответствии со стандартами (ТУ, КД) на конкретные задвижки либо вместе с корпусом, либо вставными (с креплением на резьбе, запрессовкой, сваркой и другими методами).
Кстати, прочтите эту статью тоже: Виды трубопроводной арматуры
Затяжку резьбовых соединений задвижек проводят стандартным или указанным в ТК, КД на конкретную задвижку специальным инструментом без применения удлинителей. Конструктивно обеспечивают выступание концов болтов и шпилек из гаек не менее чем на один шаг резьбы.
Срезы соседних колец сальниковой набивки смещают при сборке на угол 90° ± 5°.
Конструкция задвижки должна обеспечивать блокировку одновременной работы привода и ручного дублера.
Советы
Особенности установки запорной арматуры
Существуют основные требования по установке запорной арматуры, не соблюдение которых может привести к плачевным последствиям:
Если запорная арматура на момент ее установки была на хранении, ее необходимо очистить от возможных загрязнений. Чистка осуществляется при помощи щеток, воды или пара.Если устанавливается задвижка, то нельзя ее переносить за шток.
Это может навредить арматуре.В местах труб, где постоянно происходят перепады температуры и в местах изгибов, устанавливать запорную арматуру категорически запрещается. Иначе это приведет к скорой разгерметизации запорной арматуры и трубопровода. Монтаж осуществляется на прямолинейных участках трубопровода.Сварка труб должна осуществляться только при открытом положении арматуры.При затяжке болтов или других крепежных элементов не следует прилагать большого количества силы.
Если переусердствовать, могут появиться микротрещины: срок эксплуатации значительно сократится. Это касается и той запорной арматуры, которая имеет резиновые прокладки. Нельзя допускать сильного их зажимания.При установке фланцевой запорной арматуры следует убедиться в хорошем состоянии фланцев, а также в отсутствии возможных дефектов.Если установленная запорная арматура имеет большой вес, следует сделать для нее опору, например, залить площадку из бетона.
Это позволит предотвратить разрушение крепежных элементов и прокладок на соединении.Непосредственно перед установкой обратите внимание на направление стрелок. Они указывает правильное направление транспортируемой жидкости. Установку арматуры следует выполнять с учетом указываемого направления.
Обратите внимание! В процессе монтажа следует бережно относиться к арматуре. Нельзя допускать ее падения. Если она получит какие-то внешние повреждения, ее прочность будет утеряна, в результате в скором времени может появиться коррозия.
Это, пожалуй, основные пожелания и рекомендации, на что следует обращать внимание при монтаже запорной арматуры. Однако ввиду большого ее разнообразия каждый ее вид требует индивидуального подхода. Поэтому рассмотрим, как осуществлять монтаж запорной арматуры трубопроводов нескольких видов.
Подведем итоги
Разнообразие моделей задвижек позволяет решить главную задачу – обеспечить герметичность системы при необходимости произвести ремонт. Работы можно выполнить самому, но только если под рукой имеются все необходимые приспособления. Для резьбовых соединений потребуется токарный станок, что усложняет процесс.
Соединения с пластиковыми трубами не менее эффективны. Каждый случай имеет характерные особенности, но не представляют сложностей для людей, у которых имеются элементарные строительные навыки. Технология позволяет оснастить задвижкой горячий и холодный водопровод, отопительную систему, печную трубу, технические путепроводы. Все зависит от потребностей и целевого назначения. Место установки – точка ввода.
Обратный клапан
Обратный клапан на водопровод
Установка обратного клапана необходима в случаях, когда используется насосная станция.
Его монтаж выполняется сразу после станции или после храповика на всасывающей трубе. Для монтажа обратного клапана необходимо использовать специальный сгон. При этом сгон должен устанавливаться с двух сторон обратного клапана.
Более того, при установке важно проследить за стрелочкой, которая должна идти в одном направлении с потоком воды. Диаметр клапана должен полностью соответствовать диаметру труб. Не рекомендуется использовать переходники с меньшего на больший диаметр, и наоборот.
Маркировка
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- знак соответствия и код органа по сертификации;
- условное давление PN, МПа;
- условный проход DN;
- марку материала корпуса для исполнения УХЛ1 (на табличке);
- заводской номер и дату изготовления;
- массу задвижки без электропривода (на табличке);
- клеймо ОТК (на табличке);
- надпись «Сделано в …» (на табличке).
Фактическое значение углеродного эквивалента «Сэ» материала корпуса (на внутренней поверхности одного из патрубков или ответного фланца).
Задвижка поставляется одним грузовым местом, в горизонтальном положении на поддонах с закрытыми заглушками проходными отверстиями патрубков.
При поставке задвижки в комплекте с электроприводом отгрузка производится двумя грузовыми местами.
Ответные фланцы (для исполнений с ответными фланцами) отгружаются в сборе с задвижкой.
Дисковой поворотный затвор
Здесь выполняется фланцевое соединение. При этом фланцы должны располагаться параллельно друг к другу.Перед установкой убедитесь в том, что на поверхности фланцев отсутствуют сколы, раковины, заусеницы и другие повреждения, которые могли бы нарушить герметичность. Уже перед началом монтажа поворотный диск необходимо приоткрыть, но не полностью.
Он не должен выходить за корпус поворотного затвора.После при помощи шпилек или болтов можно слегка прихватить. Далее диск поворотного затвора полностью открывается, после чего равномерно затягиваются крепежи. Если процесс монтажа прошел правильно, затвор должен с легкостью открываться и закрываться.
Классификация
По типу затвора
Задвижки подразделяют по типу затвора:
- С клиновым запирающим элементом (с жестким клином, упругим клином, составным клином)
Клиновая задвижка - С параллельным запирающим элементом (однодисковым, двухдисковым, шиберным)
Шиберная задвижка
По типу уплотнения
Задвижки подразделяют по типу уплотнения подвижных элементов относительно внешней среды:
- сальниковые,
- сильфонные,
- с жидкометаллическим,
- графитоармированным
По типу присоединения
Задвижки подразделяют по типу присоединения к трубопроводу:
- фланцевые,
- муфтовые,
- цапковые,
- штуцерные,
- под приварку;
По типу проточной части
Задвижки подразделяют по типу конструкции проточной части корпуса:
- полнопроходные
- неполнопроходные
По типу уплотнения неподвижных элементов
Задвижки подразделяют по типу уплотнения неподвижных элементов:
- с плоским уплотнением
- с уплотнением “выступ-впадина”
- с уплотнением “шип-паз”,
- промежуточным кольцом;
По типу управления
Задвижки подразделяют по типу управления:
- с ручным управлением,
- с пневмо- или гидроприводом,
- с электроприводом.
Тип шпинделя
По типу шпинделя: с выдвижным шпинделем, невыдвижным шпинделем;
Положение запирающего элемента
По исходному положению запирающего элемента задвижек с автоматическим управлением: нормально открытые – управляющая среда закрывает; нормально закрытые – управляющая среда открывает;
Тип передачи усилия
По типу передачи усилия управления от элемента управления к задвижке: с приводом вращательного типа, с приводом поступательного типа.
Направление подачи среды
Направлению подачи управляющей среды в привод задвижки:
а) с односторонним направлением (на открытие или на закрытие);
Читайте также: Технология пайки полипропиленовых труб: подготовка и процесс
б) с двусторонним направлением (попеременно, на открытие и на закрытие или наоборот);
Шаровый кран
Этот вид запорной арматуры встречается в каждом доме. Для его установки будет достаточно одного разводного ключа или пару рожковых.При этом не рекомендуется использовать газовый ключ, так как есть риск повредить поверхность крана.
Как правило, с двух сторон шаровый кран имеет резьбу наружную и внутреннюю. В обязательном порядке на нее следует наматывать паклю или фум-ленту.Это необходимо для герметизации стыков соединения запорной арматуры. Здесь важно не переусердствовать и не намотать большого количества ленты или пакли.
Все должно быть в меру.Итак, мы рассмотрели основные рекомендации и советы по установке запорной арматуры на трубопроводах.Крайне важно соблюдать все технические предписания, а также технологические процессы. Иначе это может привести к некачественной установке. Хуже всего, при неаккуратной работе можно испортить запорную арматуру.
Запуск системы
Для арматуры такого типа есть специальное положение, при котором она остается в открытом положении на протяжении всего времени, отведенного под промывку. Пусконаладочные работы будут состоять из опрессовки задвижек во всех допустимых положениях в максимальном возможном положении.
На протяжении выполнения подобных работ закрытие или открытие задвижек не производится. Краны шарового типа являются одними из наиболее современных приспособлений, которые успешно заменяют штоковое оборудование подобного типа, в которых резинка прикручивалась снизу, тем самым останавливая жидкость. В момент прижимания резины штоком крана вода поступать прекращает.
Современные шаровые краны признаны более удобными, да и внешне они стали намного привлекательнее. К существенным недостаткам следует отнести высокий показатель содержащихся в воде солей, что приводит к ускоренному шлакованию шара сферы. В этом случае устройство перестает функционировать.
Применяемые виды задвижек
- клиновая;
- параллельная.
Параллельная задвижка отличается от клиновой тем, что уплотнительная поверхность ее затвора расположена параллельно, а не с наличием угла.
В первом варианте это запорные устройства, перекрытия проходов в которых обеспечиваются сдвигами затворов перпендикулярно движущимся потокам. Они являются очень востребованными, когда по трубам транспортируется:
- вода;
- пар;
- нефть;
- аммиак;
- некоторые нефтепродукты.
Поверхности уплотнения на клиновых изделиях находятся под углом по отношению один к одному. Сами же клинья бывают:
- цельные упругие;
- цельные жесткие;
- или же это два диска, покрытые при помощи высоколегированной стали. Благодаря этому осуществляется замена сальниковых набивок при устройстве либо эксплуатации.
- однодисковые (шиберные);
- и двухдисковые.
Контроль состояния деталей
В конструкции запорной арматуры слабым звеном является уплотнитель сальника. При частом открывании и закрывании затвора, набивка истирается, приходит в негодность и может произойти выход рабочей среды из трубопровода.
Рисунок 11. Протечка
Если вовремя не заменить изношенный уплотнитель, то рабочая среда (особенно агрессивная) может нанести вред корпусу задвижки, шпинделю и другим элементам.
Для того чтобы своевременно установить степень износа деталей, на предприятии, эксплуатирующем трубопроводную магистраль, должны вестись журналы осмотра устройств запорной арматуры.
Контролю подлежат:
- сальниковый узел;
- фланцы корпуса и крышки;
- фланцы присоединительных патрубков задвижки и трубопровода.
Визуальный осмотр, в идеале, должен проводиться при каждой пересмене рабочего персонала. Периодичность разборки сальниковых узлов, а также фланцев для контроля состояния уплотнителей, устанавливается заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации или нормативными документами предприятия.
Задвижки
Самый распространенный вид запора.
Перекрывает поток перемещением регулировщика ортогонально водопроводу.
Принцип работы: преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное.
Используются в системах с давлением до 25 МПа и температурой до 565 С.
Применяются в системах ЖКХ, при подаче газа, воды, в нефтепроводах.
Изделие идеально подходит для систем с высокой скоростью потока.
- Простой внутренний механизм.
- Небольшая длина.
- Широкая область применения.
- Малое сопротивление.
Негативные стороны задвижек тоже стоит привести.
- Время, расходуемое на открывание и закрывание достаточно велико.
- Немалая строительная высота (больше диаметра трубы).
- Быстроизнашивающиеся уплотнители.
Они не применяются для регулировки, т.к. большая скорость ОТВ может деформировать запорную пластину. Классифицируем мы наши задвижки следующим образом.
- Шиберная задвижка.
- Параллельная задвижка.
- Клиновая задвижка. Двухдисковый клин.
- Жесткий клин.
Для каждой разновидности задвижек характерны плюсы и минусы при эксплуатации и монтаже.
Так, материала изготовления влияет на конечную работу в разных параметрах среды.
Чугунные задвижки рассчитаны на давление 1.6 МПа в АУП или другой установке.
Сферы использования полиэтиленовых труб
- Транспортировка хозяйственной и питьевой воды по трубопроводам;В системах газоснабжения, в том числе для горючих газов;Трубопроводы для канализации и водоотведения;В дренажных системах и для отведение сточных вод;Для водонаполнения и водоотвода в бассейнах;Для увлажнения почвы в системах мелиорации;В качестве защитного футляра, при укладке волоконно-оптических или электрических кабелей.
Практически все современные сети водоснабжения, газопроводы, канализационные и дренажные системымонтируются из лёгких, не подверженных коррозии труб из полиэтилена. Их преимущества очевидны.
Правила установки запорной арматуры
Установка запорной арматуры – один из важных этапов строительства инженерных сетей. Прежде всего стоит знать, что монтаж такой арматуры должны выполнять высококвалифицированные специалисты, у которых есть достаточный опыт выполнения таких работ.
Виды запорной арматуры: дисковые поворотные затворы, обратные клапаны, задвижки и другая арматура.
Установка арматуры состоит из ряда технологических процессов, выполнение которых необходимо для обеспечения высокого качества сборки, которая послужит гарантией бесперебойной и долговечной работы.
Общие правила установки запорной арматуры
Существуют основные правила, которых необходимо придерживаться, выполняя монтаж запорной арматуры:
- Первое, что нужно сделать – очистить трубопровод. Сделать это можно путем удаления сторонних предметов, которые могли попасть в трубопровод в процессе хранения или транспортировки. Чистка может выполняться вручную (с помощью ершика) или нагнетанием воздуха, пара или воды. Важно отметить, что очистка трубопровода в дальнейшем должна производиться и в процессе выполнения работ, так как окалина, которая образуется при сварке, может нарушить герметичность.
- Следующее, что необходимо – выполнить проверку фланцев. Фланец должен быть ровным, без каких-либо изгибов; на его поверхности не должно быть никаких царапин, выемок и других дефектов.
- Важно учесть тот факт, что устанавливаемая аппаратура должна находиться на прямолинейном участке трубопровода. Следует избегать монтажа запорной арматуры на неровных участках, так как напряжения, которые могут возникать в местах изгиба, отрицательно сказываются на герметичности соединения, в связи с чем могут возникнуть протечки.
- Защита от гидравлического удара – тот момент, о котором нужно также позаботиться. Избыточное давление, которое может возникнуть при гидравлическом ударе, может значительно снизить срок эксплуатации, а также вывести из строя насосное оборудование и запорную арматуру. Именно поэтому необходима установка обратного клапана, который способен обеспечить стабильность водному потоку, которая может снизиться в результате резкой остановки-запуска двигателя либо в случае закрытия-открытия задвижки.
- Есть случаи (задвижки больших диаметров или тяжелые приводы), в которых нужно предусмотреть дополнительную опору, чтобы избежать несвоевременному разрушению винтов или прокладок.
- Не следует закрывать запорную арматуру очень сильно или перекручивать ее – возможны трещины и поломки.
- При сварке арматуры из нержавеющей стали, нужно оставлять ее в открытом положении.
Читайте также: Р аструб
Подробнее о врезке
Что такое канализационный трап – здесь.
Важная информация про задвижки
Схема устройства задвижки.
- Монтаж задвижек нужно выполнять с последующей их обвязкой стропом.
- Задвижки нельзя опускать или поднимать, при этом цепляясь за шток или штурвал.
- Недопустимо падение с высоты и любые удары.
- Позиция задвижки должна соответствовать направлению потока (что можно определить по стрелке на корпусе).
- Необходимо оберегать от повреждений защитное покрытие задвижек, так как они могут вызвать преждевременную коррозию.
- Монтаж стальных задвижек с помощью сварочных работ должен осуществляться с верхним положением штока.
В каких помещениях хранить арматуру
Запорную арматуру с резиновыми уплотнителями, а также шаровые краны, необходимо хранить в полуоткрытом положении. Что касается запорной арматуры с металлическими прокладками, стоит знать, что ее следует хранить в закрытом положении, потому как недопустимо попадание посторонних частиц. Задвижки, которые ожидают монтажа, следует хранить в закрытом сухом помещении, в которое не смогут попасть сквозняки, солнечные лучи и осадки. Важно знать, что помещение, в котором будет храниться вся запорная арматура, должно быть защищено от:
- влаги и дождя, во избежание коррозии;
- песка и ветра, чтобы избежать износа прокладок;
- жары и солнца, чтобы не повреждалось покрытие, особенно арматуры из пластика, которая крайне чувствительна к ультрафиолетовым лучам.
Инструкции по монтажу запорной арматуры
- дисковые поворотные затворы;
Схема устройства дискового поворотного затвора.
- Монтаж должен производиться с открытием диска на одну четверть.
- Следует оставить достаточно места между фланцами, чтобы избежать повреждения прокладки.
- Гайки завинчиваются постепенно.
- Диаметры ответных фланцев и затвора должны быть одинаковыми.
- Не стоит устанавливать дополнительную прокладку между самим корпусом и фланцами.
- обратные клапаны;
- Диаметры обратных клапанов и ответных фланцев должны быть одинаковыми.
- Необходимо соблюдать монтажные расстояния при установке клапанов.
- Важно следить за правильным направлением потока при монтаже.
- Последнее, что нужно – соблюдать режим пульсации.
- шиберные ножевые задвижки;
- Проверить видно ли индикатор положения.
- После опрессовки следить за протечками и зажать гайками, если это будет нужно.
- Проверить направление потока при монтаже.
- Соблюдать правильное положение ножевых задвижек.
- шаровой обратный клапан;
Схема устройства шарового крана.
- Относительное уплотнение для чистой воды.
- Уделить особое внимание при малых давлениях и горизонтальном монтаже.
- Для уменьшения гидравлических ударов при возвращении шара для ДУ > 250 монтаж может быть с перекосом направления.
- одностворчатый обратный клапан;
- Для опускания между фланцами необходимо использование крючка.
- В горизонтальном положении крючок к трубопроводу следует устанавливать вертикально.
- двухстворчатый обратный клапан;
- Монтаж при нисходящем потоке для ДУ > 150 запрещен.
- Необходимо проверить работу пружин.
- шаровой кран;
- Никогда нельзя зажимать корпус крана в тиски.
- Завинчивать соединения крана стоит крайне осторожно.
- Крутить или держать кран нужно разводным гаечным ключом со стороны привинчивания.
- Нельзя использовать трубный циркульный ключ или щипцы, которые способны повредить внешнюю оболочку крана.
- Запрещается использовать удлинение ручки ключа для сильного зажатия. Это может привести к деформации корпуса или трещинам резьбовых соединений.
- Максимальная сила приложенная для завинчивания должна быть не более 30 Нм.
- Не рекомендуется разбирать по частям новую запорную арматуру без крайней необходимости. Как правило, каждый кран проходил пневматические и гидравлические испытания, что дает гарантию правильности сборки всех частей крана.
Требования по установке запорной арматуры на тепловых пунктах
Запорная арматура может быть установлена:
- на нагнетательном и всасывающем патрубках каждого из насосов;
- на каждом подающем и обратном трубопроводе тепловых сетей;
- на подводящих и отводящих трубопроводов водонагревателя.
Количество запорной арматуры на трубопроводах устанавливается минимально необходимое, которое будет способно обеспечить надежную работу.
Стальная запорная арматура используется в качестве отключающей на вводе тепловых сетей в тепловой пункт. Допускается использование арматуры из латуни или бронзы.
Установка данной арматуры производится поэтапно. Дальнейшее функционирование зависит только от того, насколько точно соблюдаются все правила по монтажу, которые были описаны выше.
Поделитесь полезной статьей:
Источник https://turbo-tex.ru/montazh-i-remont/ustanovka-zaporno-reguliruyushchej-armatury.html
Источник https://rustrub.ru/raboty/ustanovka-zadvizhki-na-truboprovode.html
Источник https://experttrub.ru/zadvizhki/montazh-zapornoj-armatury.html