ГОСТ 20799-88 Масла индустриальные. Технические условия

Содержание

Масло индустриальное – где используется, характеристики

Индустриальные масла представляют собой смазочные материалы средней и малой вязкости, полученные из нефтепродуктов методом дистилляции. Такие масла используются как охлаждающие жидкости, смазка в коробках передач различных механизмов, а также в роли основы для технологических смазок разного назначения. К индустриальным маслам предъявляется более скромный список требований, чем к другим видам смазочных материалов

Дело в том, что в отличие от транспорта и технических средств, станки и другие стационарные механизмы меньше нагреваются, но требуют больших заправочных объемов. Щадящий температурный режим в закрытых помещениях существенно снижает требования к характеристикам индустриальных масел. Поэтому для смазывания промышленного оборудования целесообразно использовать дешевые минеральные масла без большого количества присадок.

Сферы применения

Даже в сравнение с сотнями миллионов автомобилей (с моторным маслом в картере), объемы использования индустриального масла составляют не менее 30% от общего количества смазывающих жидкостей.

Практически любой промышленный механизм, начиная от швейной машинки, и заканчивая прокатным станом размером с 5-этажный дом – требует смазки, охлаждения, защиты от коррозии.

Кроме того, применение индустриального масла типовой вязкости 5-50 мм²/с в качестве сырья для технологических смазок, составляет не менее 20% от общего производимого объема.

Читайте также: Лучшие пескоструйные пистолеты

Отдельная область использования – гидравлика.

гидравлическая система

Любая жидкость практически несжимаема. Однако использовать обычную воду в поршнях гидравлических механизмов нельзя. Кроме передачи давления и силы, необходимо обеспечить смазку и защиту от коррозии. Идеальная субстанция – масло.

Еще одна интересная сфера применения – гидравлические опоры. Тяжелые механизмы, при вибрации оказывают разрушающее воздействие на фундаменты или конструкционные элементы сооружений, в которых они размещены.

Индустриальное масло работает как своеобразный демпфер, или даже амортизатор, способный выдерживать нагрузки любого уровня.

Общий перечень механизмом и машин, в которых используется этот продукт:

текстильные машины

  • металлорежущие станки;
  • слесарное механизированное оборудование;
  • текстильные машины;
  • промышленные прессы;
  • механическое кузнечное оборудование;
  • редукторы и коробки передач индустриального назначения;
  • насосы, компрессоры, включая вакуумные;
  • строительное оборудование, включая передвижные механизмы;
  • шлифовальные, полировальные станки.

Что такое индустриальное масло?

Определение этих жидкостей не укладывается в одну фразу. Оно должно содержать принципы производства, основные характеристики индустриального масла, и область применения.

Если не вдаваться в подробности: это продукт переработки нефти (без применения синтеза), полученный с помощью дистилляции или остаточной переработки, и предназначенный для смазки механизмов и заполнения гидравлических систем.

Главная особенность, определяющая характеристики продукта – дешевизна производства. На первое место выходит степень очистки масла, а не насыщение его дополнительными присадками.

Форум про индустриальные масла — видео

Что такое индустриальное масло в сравнении с автомобильным? Это жидкость с минимальным количеством дорогостоящих добавок, с малым и средним коэффициентом вязкости.

Этот расходник эксплуатируется в условиях, куда более щадящих, чем в двигателе автомобиля. Поэтому цена (а стало быть затраты при производстве) должна быть минимальной.

Существует как минимум 8-10 градаций индустриальных масел по областям применения. Продукт отличается по физико-химическим показателям. Единственное, что объединяет свойства продукта – это класс безопасности по ГОСТ 12.1.007. • 4 класс опасности при содержании паров в рабочей зоне до 300 мг/м³; • 3 класс опасности при содержании паров в рабочей зоне до 5 мг/м³.

Чем отличается от синтетических масел?

Часть оборудования имеет открытые пары трения с расчётом на систематическую смазку с соответственно повышенным расходом масла.

Читайте также: Вспашка плугом на мотоблоке Салют. Обзор, модели, регулировка

В целом это создаёт предпосылки к использованию более дешёвых и простых в производстве масел.

При этом такие масла не содержат синтетические компоненты и высококачественные присадки.

Эксплуатация промышленного оборудования в помещениях со щадящими температурными условиями в большой мере снимает проблему «всесезонности» масла, характерную для транспорта.

В чем преимущество такого соотношения?

Рассмотрим требуемые характеристики на примере гидравлического оборудования. Для нормальной работы компрессора требуется средняя вязкость, при температуре от +20℃ до +40℃. При работе в таких условиях обеспечивается плотность 880 кг/м³ – 890 кг/м³.

Если механизм будет работать в условиях крайнего Севера, необходимо подбирать состав с куда меньшей вязкостью, которая не позволит маслу загустеть при экстремально низких температурах.

работа оборудования в условиях вечной мерзлоты

При этом, требуемые для гидравлики показатели плотности не выйдут за граничные пределы, и механизм будет работать при -40℃.

Эти параметры определяются не в каждом образце, а единожды во всей партии, полученной при непрерывном производстве масла. В соответствии с таблицей вязкости, плотности, и остальных показателей индустриального масла, присваивается соответствующая категория.

Наименование показателяНорма для маркиМетод испытания
И5АИ8АИ12АИ12АtИ20АИЗ0АИ40АИ50А
Кинематическая вязкость при 40 :С. мм2/с6-8S-1113-1713-1725-3541-5161-7550- 110По ГОСТ 33 или приложению А (1)
Кислотное число мг КОН на 1 г масла, не более0 020.020.020.020.030.050.050.05По ГОСТ 5585 или ГОСТ 11362
Зольность. %. не более0.0050.0050.0050.0050.0050.0050.0050.005По ГОСТ 1461
Массовая доля серы в маслах из сернистых нефтей. %. не более1.01.01.01.01.01.01.1По ГОСТ 1437 или приложению А (2)
Содержание механических примесейОтсутствиеПо ГОСТ 6370
Содержание водыСледыПо ГОСТ 2477
Плотность при 20 0 С. кг/м3. не более870880880880850850900910По ГОСТ 3900
Температура застывания °С. не выше-18-15-15-30-15-15-15-15По ГОСТ 20287
Цвет на колориметре ЦНТ. единицы ЦНТ. не более1.01.51.52.52.02.53.04.5По ГОСТ 20284
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле СС. не ниже140150170165200210220225По ГОСТ 4333
Стабильность против окисления: приращение кислотного числа окисленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более приращение смол, %. не более0.200.200.200.200.300,400.400.40По ГОСТ 18136. ГОСТ 15886. лп.3.2 и 3.4 настоящего стандарта
1.51.51.51.52.03.03.03.0
Содержание растворителей в маслах селективной очисткиОтсутствиеПо ГОСТ 1057 или ГОСТ 1520
Содержание водорастворимых кислот и щелочей в маслах щелочной очисткиОтсутствиеПо ГОСТ 6307

Назначение и основные требования к индустриальным маслам.

Масла этой группы предназначены для смазывания узлов трения различных машин и механизмов промышленного оборудования (металлорежущих станков, прессов, прокатных станов, различных бумагоделательных и текстильных машин и приборов и т.д.) и должны, прежде всего, снижать трение в подвижных сопряжениях и износ трущихся деталей. Смазываемые узлы трения промышленного, оборудования по нагрузкам, скоростям относительного перемещения и рабочим температурам существенно отличаются как друг от друга, так и от соответствующих узлов трения, используемых на транспорте.

Читать статью  Автоматические линии

Разнообразие узлов трения, смазываемых индустриальными маслами, а, следовательно, условий, в которых они эксплуатируются, обусловливает разнообразие требований, предъявляемых к ним. Так, основным требованием к маслам для легконагруженных узлов трения (таких, как шпиндели, подшипники скольжения и сопряженные с ними узлы трения) является необходимость обеспечения требуемой вязкости масел при рабочих температурах, высокого индекса вязкости и оптимального пьезокоэффициента вязкости (при давлениях свыше 50 МПа), а также способности эффективно снижать трение в режиме граничной смазки, в котором узел трения работает при пуске и малых скоростях относительного перемещения.

К маслам, применяемым в качестве рабочих жидкостей для гидросистем металлорежущих станков, автоматических линий, прессового и другого оборудования, предъявляются требования малосжимаемости и обеспечения требуемой вязкости при рабочих температурах и давлениях.

Особенностью работы подвижных узлов станков с направляющими скольжения является их склонность к скачкообразному перемещению при малых скоростях скольжения (0,016…3,3 мм/с) и контактных давлениях (до 1 МПа), т.е. к так называемым фрикционным автоколебаниям, что не позволяет осуществить равномерную подачу инструмента, снижает точность и качество обработки. Поэтому основным требованиям к маслам, предназначенным для смазывания направляющих скольжения, является обеспечение хороших смазочных и противоскачковых свойств.

В наиболее тяжелых условиях работают масла, предназначенные для смазывания зубчатых передач. Рабочие температуры в промышленных редукторах меняются в широких пределах – от температуры окружающей среды до 120-130° С и выше. Скорости на линии зацепления для червячных редукторов могут достигать 25 м/с. На масло воздействует энергия, превышающая 1 кДж/кмоль, напряжение сдвига составляет 104-105 Па. Сопряжения зачастую работают в условиях граничной или смешанной смазки. Основными требованиями к маслам этой группы являются обеспечение высоких противоизносных, противозадирных и антифрикционных свойств, способность стабилизировать коэффициент трения, обеспечивая плавное и устойчивое скольжение, а также обеспечение оптимальной вязкости, индекса вязкости и пьезокоэффициента вязкости; достаточно высокой температуры вспышки и достаточно низкой температуры застывания.

Базовой основой для приготовления индустриальных масел в основном служат нефтяные масла. Обычно используют смеси масел различной глубины очистки с уровнем вязкости от 2 до 1650 мм2/с при 40° С. Основные характеристики масел – вязкость и индекс вязкости. Современные индустриальные масла имеют высокие индексы вязкости (85 и более, для загущенных масел – до 200). Для смазывания промышленного оборудования применяют преимущественно масла без присадок, реже с присадками. Для приготовления индустриальных масел с присадками в качестве базовых используют нефтяные масла соответствующего уровня вязкости из смеси сернистых нефтей различной глубины селективной очистки. В зависимости от назначения масла выпускают сериями. Масла одной серии отличаются по уровню вязкости и физико-химическим свойствам, но содержат одну и ту же композицию присадок.

Читайте также:

Классификация индустриальных масел.

ГОСТ 20799-88 Масла индустриальные. Технические условия

Масло И-20А стоит в классе индустриальных масел. Используется в основном для строительных и дорожных машин, а так же для промышленных станков различного назначения.

Рассматривая продукт с научной точки зрения, индустриальное мало И-20А применяется во всех механизмах, где присутствуют зубчатые передачи или механизмы качения и скольжения, поэтому часто этот продукт называют веретенным маслом.

Так же И-20А может применяться и в легковом автотранспорте, опять же для смазки тех деталей, которые не требуют смазочных материалов по параметрам. И-20А прекрасно защищает от перегрева и коррозии трущиеся поверхности, выступает, как очиститель от грязи, замедляет изнашивание агрегатов и уплотняет зазоры между ними. И-20А прекрасная рабочая жидкость, с хорошими охлаждающими эффектами, без реакции на конденсат, что идеально для работ на открытом воздухе. С точки зрения химических свойств, это масло можно отнести к тяжелым или «грязным» смазочным материалам. Присадки в него не добавляются, хотя в отличии от И-20А другие индустриальные смазки могут их содержать.

Как производят масло И-20А?

Базовый продукт для производства индустриального масла И-20А — это сернистая или малосернистая нефть, которая подвергается обработке на нефтеперерабатывающих предприятиях. Принято считать, что для производства И-20А применяется селективная очистка, — на самом деле это утверждение не совсем верно.

Индустриальное масло И-20а

Читайте также: Каким камнем точить нож из дамасской стали. Как правильно заточить нож

Способов получения масла И-20А существует три:

  • Дистиллятный — применяется технология перегонки мазута в вакуумных агрегатах;
  • Остаточный — применяется технология обработки деасфальтизированных гудронов;
  • Компаундированный — это процесс подборки и соединения масел, полученных от двух первых способов, подходящих друг другу по характеристикам (вязкость, плотность и т.д.).

Последний способ позволять создавать индустриальные масла с применением различных присадок, к примеру против замерзания, так как «сырое» масло И-20А замерзнет при минус 5 и не сможет обеспечивать защиту техники.

Сфера применения

Благодаря оптимальному сочетанию высоких эксплуатационных характеристик и бюджетной цены веретенное масло широко применяется практически во всех сферах промышленного производства и при эксплуатации спецтехники.

И-20А широко применяется:

  • в качестве рабочей жидкости для гидравлических систем станочного оборудования различного типа;
  • в гидравлике автоматических прессов;
  • в гидросистемах исполнительных механизмов дорожных и строительных машин, сельскохозяйственной техники;
  • для смазывания легко- и средненагруженных зубчатых передач редукторов промышленного оборудования;
  • в направляющих скольжения и качения;
  • во всех механизмах, где условия эксплуатации соответствуют техническим характеристикам;
  • в качестве исходного сырья для производства других видов смазки;
  • в качестве смазочно-охлаждающей жидкости в металлообработке.

Технические характеристики масла И-20А позволяют его использовать без добавления присадок, существенно удешевляя стоимость эксплуатации оборудования. В качестве аналогов могут быть использованы масла марок: ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38 и ИГП-49.

Технические характеристики масла И-20А

Хочется сразу отметить, что ниже приведенные характеристики не подходят для очищенных продуктов, ими могут обладать только заводские смазочные материалы, которые правильно хранились в родной запечатанной упаковке. В силу своих химических особенностей, индустриальное масло И-20А может изменить структуру и при неправильном хранении, и при долгой работе. Универсальность масла состоит в том, что его можно очистить и заново использовать.

  • Кинематическая вязкость = 29-35 при 40 градусах по Цельсию;
  • Зольность не превышает коэффициент 0,005(%);
  • Плотность не превышает 890 при 20 градусах по Цельсию
  • Температура застывания достигает отметки в минус 15 градусов;
  • Температура вспышки (при открытом тигле°С) = не ниже 200 (180)
  • Кислотное число не превышает коэффициент 0,03, где допустимое число приращения 0,3;
  • Цвет варьируется от 2,0 до 3,0
  • Приращение смол не более 2%.

Рассмотрев характеристики индустриального масла И-20А, можно увидеть, что они ни чем не отличаются от моторных масел, тут так же присутствуют параметры вязкости, воспламеняемости и т.п. Правда индустриальные масла помимо вязкости классифицируются по зольности и плотности, два этих параметра необходимы для того, что бы проводить очистку масла и использовать его заново, понятия отработки, как в смазках для двигателей, как таковой нет.

Веретенное масло И-20а

Индустриальные масла классифицируются по следующим параметрам:

  1. Плотность — основной параметр, влияющий на мощность механизмов гидропередач. Масло с высокой плотностью уменьшает размеры гидропередачи, при этом сохраняя требуемую мощность. Плотность для И-20А = 890 кг/м³, что является стандартом.
  2. Зольность — показатель соотношения остатков неорганического происхождения к весу масла после угара. Коэффициент 0,005 говорит о том, что смазочный материал И-20А недостаточно очищен.
  3. Цвет — зрительный параметр, показывающий, что масло в рабочем режиме имеет достаточно продуктов окисления и его пора очищать.
  4. Кислотное число — индикатор очистки масла. Так же по нему можно проверить, как масло хранилось и используется ли оно повторно. Низкая антиокислительная стабильность показывает, что при взаимодействии с кислородом, масло не сможет надежно защитить детали. Так же этот показатель рассматривают при воздействии кислот на рабочие влажные поверхности (охлаждающие жидкости, конденсат, вода, атмосферная влага). Низкая деэмульгирующая способность некачественных индустриальных масел автоматически снижает их вязкость и повышает температуру в агрегатах, в таких условиях механизмы остаются без защиты и долго работать не будут.
  5. Антипенное свойство — важный показатель, который находится на средней отметке у И-20А. Отвечает за способность масла не образовывать пены, когда в нем при работе выделяются различные газы. Особое внимание нужно обращать на этот параметр при использовании индустриальных масел на гидравлических системах.
Читать статью  Проверка на автоматическое отключение линий в сетях до 1000 В

ГОСТ и технические характеристики

Указанный выше стандарт определяет следующие эксплуатационные параметры масла И-20А (иногда употребляются также наименования ИС-20 и веретённое масло 3):

  1. Плотность при комнатной температуре, кг/м3 — 890±5.
  2. Кинематическая вязкость, мм2/с при комнатной температуре – 91.
  3. Допускаемый диапазон значений кинематической вязкости, мм2/с при температуре 50 °С – 17…23.
  4. Кинематическая вязкость, мм2/с при температуре 100 °С, не менее – 51.
  5. Температура вспышки, °С, не ниже – 180.
  6. Температура загустевания, °С, не выше – -15.
  7. Кислотное число – 0,05.
  8. Допускаемый показатель зольности, %, не выше – 0,005.

Технические требования не устанавливают особых условий применения масла И-20А относительно коррозионной активности и действия окислительных факторов. Тем не менее, ограничивается предельно допустимый процент смолистых веществ (до 0,05 %), а также отсутствие каких-либо полярных растворителей.

Где применяется индустриальное масло И-20А

Определяющей характеристикой масла И-20А является его вязкость, которая существенно зависит от температуры смазки. Оценку качества масла удобно проводить по индексу соотношения вязкостей в температурном диапазоне 50….100 °С. Вязкость увеличивается также с ростом давления; это следует принимать во внимание при назначении этого продукта в качестве технологической смазки при операциях металлообработки. При давлении свыше 700 МПа масло И-20А превращается в однородную липкую массу.

Стабильность технических характеристик оценивается по методике ГОСТ 11063-77, причём в качестве определяющих факторов принимается предел прочности смазочного слоя на разрыв, коллоидная стабильность этой смазки и число её деэмульгации.

Требования безопасности для И-20А (как и для других смазок аналогичного типа: И30А, И-40А, И-50А) не отличаются от обычных, применяемых к огнеопасным жидкостям.

Читайте также: Низкооборотистые дрели. Топ лучших предложений

Где применяется индустриальное масло И-20А

Безопасность и экологичность И-20А

Характеристики масла И-20а

По воспламеняемости индустриальную смазку И-20А принято относить к третьей категории. Критическая температура для этой смазки 180 градусов по Цельсию. Малые точечные очаги при возгорании можно затушить водой, песком и/или огнетушителем , для больших площадей требуются специальные смеси и пожарные машины с гидравликой. Выброс в воздух продуктов сгорания И-20А токсичен и может принести тяжелые отравления с летальным исходом, поэтому при больших поражениях производится эвакуация жителей.

Утилизировать масло И-20А возможно только на специальных приемниках, оно наносит непоправимый вред земельным и водяным ресурсам, поэтому даже малые дозы самостоятельно закапывать нельзя.

Общее описание

Индустриальное масло И-20А (И-Г-А-32) (ГОСТ 20799-88
) — масло общего назначения, дистиллятное или смесь дистиллятного с остаточным из сернистых и малосернистых нефтей селективной очистки. Не содержит присадок.

Масла И-20А — дистиллятные или смесь дистидистиллятного с остаточным из сернистых и малосернистых нефтей селективной очистки. И-20 употребляют в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов, для смазывания легкои-и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станков, где не требуется специальные масла, и других механизмов.

Наиболее широко примееняют масло И-20 в гидравлических системах промышленного оборудования, для строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе.

Область применения

Масло И-20 (И-Г-А-32) в тех или иных механизмах зависит от их вязкости: по мере ее увеличения. И-20 используют в более нагруженных и менее быстроходных механизмах.

Масла И-20А, И-12А, И-40А, И-50А используют также в легко- и средненагруженных зубчатых передачах, направляющих скольжения и качения станков и в других механизмах, где не требуются специальные масла. Масло И-12А применяют для смазывания веретенных подшипников, а также высокоскоростных легконагруженных втулок и шпинделей разнообразного станочного оборудования. Масло И-20А применяют в гидравлических системах промышленного оборудования, для строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе. Масло И-12А и И-20А изготавливается на основе дистиллятных, а масла И-30А, И-40А, И-50А на основе дистиллятных и остаточных базовых масел.

Описание

Масло И-20А для эффективной работы механизмов.

В наличии на складе:

Масло И-20А (И-Г-А-32) подходит для общего назначения и относится к масляным составам индустриального назначения. Данный продукт содержит дистиллятное или сочетание дистиллятного и остаточного масел, полученные селекцией из нефтяных продуктов. Такие продукты, как правило, содержат среднее или малое количество серистого вещества. Такие масла также носят название веретенных. Благодаря нефтяной природе, И-20А обладает рядом характеристик, к которым не предъявляются особые требования. Содержанию И-20А не свойственно наличие элементов присадки.

Масло индустриальное И-20А

Масло индустриальное
Масло:И-20А
Синонимы:
Стандарт на масло И-20АГОСТ 20799-88 изм. 1-5

Спецификация на масло индустриальное И-20А

ПараметрыИ-20А
Вязкость кинематическая масла И-20А при 40°С, мм2/с31,32
Кислотное число масла И-20А, мгКОН/г0,008
Плотность масла И-20А, г/см30,865
Температура вспышки, °С206
Температура застывания, °С-15
Зольность, %0,003
Цвет по колориметру ЦНТ, ед.0,5
Массовая доля серы, %0,56

Описание

Бесприсадочные индустриальные масла И-12А, И-20А, И-40А, И-50А предназначены для использования в машинах и механизмах промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел.

Применение:

Масла И-12А, И-20А, И-40А, И-50А используют также в легко- и средненагруженных зубчатых передачах, направляющих скольжения и качения станков и в других механизмах, где не требуются специальные масла. Масло И-12А применяют для смазывания веретенных подшипников, а также высокоскоростных легконагруженных втулок и шпинделей разнообразного станочного оборудования. Масло И-20А применяют в гидравлических системах промышленного оборудования, для строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе. Масло И-12А и И-20А изготавливается на основе дистиллятных, а масла И-30А, И-40А, И-50А на основе дистиллятных и остаточных базовых масел.

Преимущества

Масла серии И имеют следующие преимущества:

Читайте также: Кирпичные мини-заводы. Гиперпрессы. Станки для производства лего-кирпича.

  • Могут быть использованы в качестве базовых компонентов при изготовлении смазочных масел
  • Возможно изготовление масел промежуточных классов вязкости (например И-30А) путем смешения более вязких масел с менее вязкими в соответствующей пропорции
  • Практически во всех случаях данные масла можно заменить легированными маслами серии ИГП соответствующей вязкости

Одобрения

Масла индустриальные И-12А, И-20А, И-30А, И-40А, И-50А соответствуют классам вязкости по ISO VG 15, 32, 46, 68 и 100, а также обозначаются по ГОСТ 17479.4-87 как ИЛГА-15, ИГА-32, ИГА-46, ИГА-68 и ИГТА-100 соответственно. Дистиллятные или смесь дистиллятного с остаточным из сернистых и малосернистых нефтей селективной очистки. Их употребляют в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов, для смазывания легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станков, где не требуются специальные масла, и других механизмов. Наиболее широко применяют масло И-20А в гидравлических системах промышленного оборудования, для строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе. Применение указанных масел в тех или иных механизмах зависит от их вязкости: по мере ее увеличения масла используют в более нагруженных и менее быстроходных механизмах. Указанные масла можно заменить легированными маслами ИГП-18, ИГП- 30, ИГП-38 и ИГП-49 (ТУ 38.101413-97) соответствующей вязкости.

Читать статью  Об АВР и стоечных переключателях

Индустриальное масло — виды, характеристики, применение

Индустриальные масла – это смазочные материалы нефтяного происхождения, которые применяются:

  • для уменьшения сил трения между поверхностями взаимоперемещающихся деталей машин и механизмов;
  • в качестве СОЖ при механической обработке металлов, основы для приготовления гидравлических жидкостей и технических смазок различного назначения.
  1. Производители в России и мире
  2. Классификация индустриальных масел
  3. Виды и применение
  4. Веретенные масла — ГОСТ 20799-88
  5. Отличие индустриальных масел от моторных и компрессорных
  6. Опасность для человека и окружающей среды

Основные производители индустриальных масел в России и мире

Неизменные лидеры российского рынка индустриальных масел – ПАО «ЛУКОЙЛ» (производит 45% валового объема технических смазочных материалов), ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть» (их доли составляют соответственно 20% и 14%).

Из зарубежных марок технических смазок в России наиболее популярны Shell, Castrol, Mannol, ZIC, Mobil, Elf, Total.

В связи с резким падением курса рубля и политикой импортозамещения, проводимой российским правительством с 2014 года, спрос на индустриальные смазочные материалы иностранного производства неуклонно снижается. И если в розничном сегменте потребители еще отдают предпочтение дорогим импортным продуктам, то в промышленности отмечается устойчивая тенденция к переходу на бюджетные технические смазки.

Серьезными конкурентами авторитетных мировых брендов становятся молодые марки, в числе которых WEGO (Чехия), ADWA и ORLEN OIL (Польша).

Классификация индустриальных масел

По способу производства различают три вида индустриальных масел:

  • дистиллятные – продукты вакуумной перегонки мазута. Имеют высокую термостабильность и хорошие вязкостно-температурные свойства при слабой смазывающей способности;
  • остаточные – получают способом деасфальтизации тяжелых остатков нефтепереработки (гудронов и полугудронов). Превосходят дистиллятные по смазывающим свойствам, уступают по вязкостно-температурным показателям, термостабильности;
  • компаундированные – производят путем смешивания дистиллятных и остаточных масел в пропорциях, необходимых для получения заданных технических параметров.

Современная классификация индустриальных смазочных материалов по ГОСТ 17479.4-87 основана на их разделении по областям назначения (на 4 группы) и применения (на 5 подгрупп), кинематической вязкости при t40°С (на 18 классов).

Индустриальные масла — виды и применение

ГОСТ 20799-88 Масла индустриальные. Технические условия

К техническим характеристикам, от которых в наибольшей степени зависит применение индустриальных смазок, относятся:

  • вязкость и плотность – влияют на предельную несущую способность масляной пленки (учитываются значения этих параметров при нормальной, минимальной и максимальной рабочей температуре);
  • температуры застывания, вспышки, воспламенения – от этих показателей зависит температурный диапазон эксплуатации оборудования, пожаро- и взрывобезопасность производства;
  • удельная теплоемкость – чем она выше, тем лучше охлаждающее действие смазочного материала.

Индустриальные масла без присадок используются в тех сферах, где нет повышенных требований к эксплуатационным свойствам смазочных материалов, а легированные – при необходимости применения смазок с улучшенными техническими характеристиками.

Правильно выбрать индустриалку для конкретных условий эксплуатации помогает маркировка по ГОСТ 17479.4-87. Она состоит из разделенных дефисом знаков, первым из которых для всех марок является буква «И». Далее следуют:

  • прописная буква Л, Г, Н или Т – указывает на группу по назначению (Таблица 1);
  • прописная буква А, В, С, Д или Е – определяет наличие в составе масла функциональных присадок (Таблица 2);
  • цифры, обозначающие класс кинематической вязкости (Таблица 3).
Таблица 1

Рекомендуемая область назначения

Легко нагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения)

Тяжело нагруженные узлы (зубчатые передачи)

Таблица 2

Рекомендуемая область применения

Нефтяные масла без присадок

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел

Нефтяные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел

Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, содержащие антифрикционные сплавы цветных металлов, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносным свойствам масел

Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел

Нефтяные масла с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел

Таблица 3

Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм 2 /с (сСт)

Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм 2 /с (сСт)

Самыми востребованными индустриальными смазками являются веретенные масла.

Масло веретенное (веретенка): ГОСТы 20799-88 и 1642-75

Главное преимущество веретенки состоит в том, что она сохраняет эксплуатационные свойства в температурном диапазоне от -35°С до +100°С.

Веретенные масла марки А, которые производят по ГОСТ 20799-88, используются в качестве смазочных материалов и гидравлических жидкостей для машин и механизмов, работающих с малой и средней нагрузкой, в щадящих условиях (при рабочих температурах до +60°С, отсутствии контакта с агрессивными средами). Сферу их применения легко определить, если воспользоваться соответствующим обозначением по ГОСТ 17479.4-87:

Обозначение по ГОСТ 17479.4

Смазка для легконагруженных узлов и механизмов с частотой вращения 15-35 тыс. об/мин (подшипников, втулок шпинделей и т.д.).

Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:

подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.

Рабочая жидкость для объемных гидроприводов станочного оборудования, строительно-дорожной техники при температурах до -5°С.

Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:

подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.

Рабочая жидкость для легконагруженных объемных гидроприводов станочного оборудования, строительно-дорожной техники при температурах до -20°С.

Рабочая жидкость для легко- и средненагруженных гидросистем металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станочного оборудования.

Рабочая жидкость для гидросистем легко- и средненагруженных металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.

Рабочая жидкость для средненагруженных гидросистем металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.

Рабочая жидкость для гидросистем тяжелонагруженных станков, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для тихоходных, тяжелонагруженных машин и механизмов.

Для применения в гидросистемах дорожной и строительной техники, других специальных целей используется легированная веретенка марки АУ, состав и технические характеристики которой регламентирует ОСТ 38.01412—86 (действует вместо отмененного ГОСТ 1642-75). Благодаря глубокой депарафинизации она не застывает при температурах до -45С.

Отличие индустриальных масел от компрессорных и моторных

Моторные и компрессорные масла подвергаются воздействию высоких температур, резких перепадов давлений, агрессивных сред. Поэтому в их состав вводят антикоррозионные, термостабилизирующие, декомпрессионные, моющие, противопенные и прочие дорогостоящие присадки.

Индустриальные смазочные материалы работают в щадящих температурных условиях при стабильных нагрузках. Это позволяет применять для смазки узлов трения дешевые масла без присадок (веретенные) либо с минимальным их количеством.

Ключевые технические характеристики при выборе индустриалки – вязкость, температура застывания и вспышки. Выбирая моторное или компрессорное масло, следует учитывать еще и его термостабильность, температуру воспламенения, склонность к коксованию и нагарообразованию, испаряемость.

Опасность индустриальных масел для человека и окружающей среды

При соблюдении правил транспортировки и хранения по ГОСТ 1510 гарантийный срок годности индустриальных масел составляет 5 лет с даты изготовления. Далее их применение допускается после проверки качества по ГОСТ 20799-88.

Согласно ГОСТ 12.1.007 опасность индустриальных масел для организма человека зависит от ПДКр.з. (предельно допустимой концентрации углеводородных паров в воздухе рабочей зоны): при ПДКр.з. = 300 мг/м3 они относятся к 4-му классу опасности, при ПДК р.з. = 5 мг/м3 – к 3-му.

Отработанные смазочные материалы относятся к промышленным отходам 3-го класса опасности, поэтому требуют специализированной утилизации или переработки.

Источник https://kamuflyzh.ru/instrument-i-oborudovanie/plotnost-industrialnogo-masla.html

Источник https://xn--b1ac1aqnee.xn--p1ai/prisposobleniya/maslo-i-20-tehnicheskie-harakteristiki.html

Источник https://oilcool.ru/article/industrialnoe_maslo_vidy_kharakteristiki_primenenie/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: