Анализ целевых показателей энергоэффективности, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225

Содержание

ГОСТ Р 56828.29-2017 Наилучшие доступные технологии. Энергосбережение. Порядок определения показателей (индикаторов) энергоэффективности

Текст ГОСТ Р 56828.29-2017 Наилучшие доступные технологии. Энергосбережение. Порядок определения показателей (индикаторов) энергоэффективности

ГОСТ Р 56828.29-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Энергосбережение. Порядок определения показателей (индикаторов) энергоэффективности

Best available techniques. Energy saving. The order of definition of indicators energy efficiency

Дата введения 2017-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий» (ФГУП «ВНИИ СМТ») совместно с Индивидуальным предпринимателем «Боравский Борис Вячеславович»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 «Наилучшие доступные технологии»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 августа 2017 г. N 820-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Настоящий стандарт учитывает положения европейского Справочника по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности*. Февраль 2009 г. (Reference Document on Best Available Techniques for Energy Efficiency. February 2009).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — .

5 ВЗАМЕН ГОСТ P 54195-2010

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

В Российской Федерации проводится активная работа по повышению энергоэффективности во всех направлениях хозяйственной деятельности. Одним из инструментов решения этой задачи является внедрение системы энергетического менеджмента (СЭнМ).

Деятельность в области энергетического менеджмента требует постоянного внимания к вопросам использования энергии на промышленном предприятии в целях последовательного сокращения потребления энергии и повышения энергоэффективности основного производства и вспомогательных процессов, а также закрепления достигнутых результатов как на уровне управляющей компании, так и на уровне производственного объекта. Соответствующая СЭнМ предоставляет структуру и основу для оценки существующего уровня энергоэффективности, определения возможностей для развития и обеспечения постоянного совершенствования. За рубежом все действующие стандарты, программы и руководства в области менеджмента энергоэффективности (а также экологического менеджмента) содержат термин «постоянное совершенствование», подразумевающий, что менеджмент энергоэффективности является постоянным процессом, а не проектом, осуществление которого рано или поздно подходит к концу.

СЭнМ могут быть организованы различными способами, однако в большинстве случаев в их основе лежит принцип «планирование — осуществление — проверка — корректировка», который широко используют и в других сферах корпоративного менеджмента. Этот принцип представляет собой динамическую модель циклического характера, в которой завершение одного цикла становится началом следующего.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» [1] и Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] в настоящее время ведется активная работа по совершенствованию законодательной и нормативно-методической базы, по повышению уровня энергоэффективности. При этом значительную роль должны сыграть информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (далее — НДТ), разрабатываемые в соответствии с Распоряжением Правительства РФ [3]; в 2017 г. планируется к принятию информационно-технический справочник по НДТ «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности».

Применение НДТ в промышленном производстве направлено на обеспечение оптимального сочетания экологических, экономических и энергетических показателей.

Основу законодательства в области наилучших доступных технологий (далее — НДТ) сформировал Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который совершенствует систему нормирования в области охраны окружающей среды, вводит в российское правовое поле понятие «наилучшая доступная технология» и меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения НДТ.

Внедрение НДТ предусмотрено международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией, в том числе Конвенцией ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря, Конвенцией о защите морской среды Каспийского моря, Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, Конвенцией об охране и использовании трансграничных водотоков и озер, Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.

Положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ [4] в части, касающейся НДТ, сформированы с учетом норм европейского права, в частности директив [5]-[7], которые требуют использования НДТ в целях предупреждения и сокращения загрязнений окружающей среды.

В Справочнике ЕС [8] содержится обширная информация по СЭнМ, включая обзор национальных стандартов, опыт государств — членов ЕС, где уже приняты стандарты по энергоэффективности и разрабатываются СЭнМ. Различие в терминах не влияет на то, что основная цель любой организации — добиваться повышения результативности (определяемой как степень реализации в производстве запланированной деятельности с достижения запланированных результатов) в области использования энергии путем разработки и внедрения СЭнМ (понимая энергоэффективность как взимосвязь между достигнутым результатом и использованными энергетическими ресурсами).

Настоящий стандарт по определению показателей (индикаторов) энергоэффективности разработан в целях облегчения анализа и мониторинга энергоэффективности, а также для обеспечения возможности выбора и внедрения хозяйствующими субъектами новейших отечественных и зарубежных технологий, в том числе наилучших доступных технологий (НДТ), обеспечивающих оптимальное сочетание энергетических, экологических и экономических показателей.

В общем виде показатель энергоэффективности — наиболее широко применяемый в промышленности показатель. В ряде действующих документов и стандартов применен термин «индикатор энергоэффективности», который устанавливают исходя из специфики предприятия. В этой связи в настоящем стандарте применен термин «показатель (индикатор) энергоэффективности».

Определение показателей (индикаторов) энергоэффективности проводят в рамках системы энергетического менеджмента.

Положения настоящего стандарта позволят целенаправленно и обоснованно вносить показатели (индикаторы) энергоэффективности в нормативные документы на энергопотребляющее оборудование и решать большое количество инженерно-технических, научно-исследовательских, технико-экономических задач, направленных на реализацию энергетической политики России в отношении:

— повышения энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования общепромышленного применения и технологических процессов;

— повышения энергетической эффективности ТЭР, расходующих свой накопленный (природный) или наведенный техногенными способами энергетический потенциал;

— уменьшения потерь ТЭР в хозяйстве;

— разработки нормативов энергосбережения ТЭР;

— планирования и управления энергосбережением ТЭР на всех стадиях жизненного цикла энергопотребляющего оборудования.

Объектом стандартизации являются наилучшие доступные технологии.

Предметом стандартизации является энергосбережение.

Аспектом стандартизации является порядок определения показателей (индикаторов) энергоэффективности.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок определения показателей (индикаторов) энергетической эффективности потребления ТЭР, которые оказывают существенное влияние на энергопотребление и энергосбережение со снижением негативной техногенной нагрузки на окружающую среду на основе применения наилучших доступных технологий в организации, хозяйствующем субъекте, предприятии, компании (далее — организация).

Настоящий стандарт распространяется на энергопотребляющее оборудование общепромышленного применения (ГОСТ Р 51749), используемое при добыче, хранении, транспортировании, передаче, технологическом преобразовании традиционных топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР) и возобновляемых ТЭР в хозяйственной деятельности в организациях различных форм собственности топливно-энергетического, металлургического, машиностроительного, химико-лесного, строительного, агропромышленного, коммунального и других хозяйственных комплексов, а также в производственно-технологических процессах, работах и при оказании бытовых услуг населению.

Стандарт не распространяется на энергопотребляющие объекты военной техники, ядерные, химические и биологические энергопотребляющие объекты.

Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам энергосбережения в хозяйственной деятельности организаций, обеспечивая при этом защиту окружающей среды, здоровья людей и сохранение их имущества.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30166 Ресурсосбережение. Основные положения.

ГОСТ 30167 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документации на продукцию

ГОСТ 31531 Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования

ГОСТ 31532-2012 Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения

ГОСТ 31607-2012 Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ 33570 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методология идентификации. Зарубежный опыт

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь

ГОСТ Р ИСО 50001 Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р 51749-2001 Энергосбережение. Энергопотребляющее оборудование общепромышленного применения. Виды. Типы. Группы. Показатели энергетической эффективности. Идентификация

ГОСТ Р 51750-2001 Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие положения

ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 52107 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей

ГОСТ Р 54196 Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по идентификации аспектов энергоэффективности

Действует ГОСТ Р 56828.19-2017 «Наилучшие доступные технологии. Энергосбережение. Методология идентификации показателей энергоэффективности».

ГОСТ Р 54197 Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по планированию показателей (индикаторов) энергоэффективности

Действует ГОСТ Р 56828.16-2017 «Наилучшие доступные технологии. Энергосбережение. Методология планирования показателей (индикаторов) энергоэффективности».

ГОСТ Р 54198 Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности

Действует ГОСТ Р 56828.24-2017 «Наилучшие доступные технологии. Энергосбережение. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности».

ГОСТ Р 56828.15-2016 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ 33570, ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ 31607, ГОСТ 31532, ГОСТ Р 51750, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 52107, ГОСТ Р 56828.15, ГОСТ 30166, а также следующие термины с соответствующими определениями:

наилучшая доступная технология: Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения

1 К «наилучшим доступным технологиям» относят: технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, включая системы экологического и энергетического менеджмента, а также проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и оборудования, обеспечивающие уменьшение и (или) предотвращение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства по сравнению с применяемыми и являющиеся наиболее эффективными для обеспечения нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения.

2 «Наилучшие» означают технологии, наиболее эффективные для производства продукции с обязательным достижением установленных уровней сохранения и защиты окружающей среды, в том числе так называемые «зеленые технологии».

3 «Доступные» означают технологии, которые разработаны настолько, что они могут быть применены в соответствующей отрасли промышленности при условии подтверждения экономической, технической, экологической и социальной целесообразности ее внедрения. Термин «доступные» применительно к НДТ означает, что технология может быть внедрена в экономически и технически реализуемых для предприятия конкретной отрасли промышленности условиях. В отдельных случаях термин «доступная» может быть дополнен термином «существующая».

Читать статью  Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

4 «Технология» означает как используемую технологию, так и способ, метод и прием, которыми производственный объект, включая оборудование, спроектирован, построен, организован, эксплуатируется, выводится из эксплуатации перед его ликвидацией с утилизацией обезвреженных частей и удалением опасных составляющих.

5 К НДТ могут быть отнесены малоотходные и безотходные категории технологического процесса, установленные в ГОСТ 14.322-83.

6 При выборе НДТ особое внимание следует уделять положениям, представляемым в регулярно обновляемых Правительством Российской Федерации «Перечнях критических технологий».

7 НДТ сводятся в информационно-технические справочники, которые, как элемент государственного регулирования, являются инструментами обеспечения экологической безопасности производств и элементами технического регулирования.

[ГОСТ Р 56828.15-2016, статья 2.88]

результативность: Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в Приложении SL к Сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, статья 3.7.11]

эффективность: Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, статья 3.7.10]

Примечание — Определение термина «эффективное использование энергетических ресурсов» в регламентированных условиях их использования установлено в пункте 3.1.6 ГОСТ 31532-2012.

энергетическая эффективность; энергоэффективность: Характеристика, отражающая отношение полезного эффекта от использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) к затратам ТЭР, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (хозяйствующему субъекту).

1 Энергоэффективность выражается показателями потребления энергии конкретными объектами, изделиями.

2 Энергоэффективность оценивается:

— значениями коэффициентов полезного действия (КПД) и использования топлива (КИТ) (%);

— использованием меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий.

3 Энергоэффективность характеризуется уменьшением объема используемых топливно-энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

[ГОСТ Р 56828.15-2016, статья 2.219]

1 Энергоэффективность является обобщенным (суммарным) показателем затрат и потерь энергоресурсов на стадиях жизненного цикла изделия при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) по назначению.

2 Энергоэффективность — результат целенаправленной деятельности по экономии энергетических ресурсов на стадиях жизненного цикла продукции и (или) при ликвидации отходов на всех этапах их технологического цикла.

показатель: Величина или величины, позволяющая(ие) судить о состоянии объекта или субъекта.

Примечание — Показатели подразделяют следующим образом:

— единичные и групповые;

— аналитические, прогнозные, плановые, отчетные, статистические;

— абсолютные, относительные (например, КПД), структурные (например, затраты на НИОКР составляют 2% суммарных затрат за жизненный цикл объекта), удельные (например, норматив расхода топлива на 100 км пробега автомобиля, удельная цена как отношение цены объекта к полезному эффекту за его нормативный срок службы);

— среднеарифметические, средневзвешенные и др.

[ГОСТ Р 56828.15-2016, статья 2.132]

показатель энергетической эффективности: Абсолютная, удельная или относительная величина потребления или потерь энергетических ресурсов для продукции любого назначения или технологического процесса.

[ГОСТ 31607-2012, статья 22]

эффективное использование энергетических ресурсов: Достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды.

[ГОСТ 31532-2012, статья 3.5*]

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать статья 3.1.5. — .

показатель энергосбережения: Качественная и/или количественная характеристика проектируемых или реализуемых мер по энергосбережению.

[ГОСТ 31532-2012, статья 3.6*]

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать статья 3.1.6. — .

ресурсосодержание продукции: Показатели, определяющие свойства продукции, связанные с закреплением в ее составе материальных или энергетических ресурсов.

Примечание — Показатели ресурсосодержания включают объемно-весовые показатели продукции, связанные с конструкторскими нормативами ресурсопотребления, заложенными при разработке изделия.

[ГОСТ Р 52104-2003, статья 4.5]

ресурсоемкость продукции: Показатели материалоемкости и энергоемкости при изготовлении, ремонте и утилизации продукции.

Примечание — Ресурсоемкость определяет показатели ресурсопотребления и ресурсосбережения, включающие конструктивно-технологические свойства продукции (в том числе показатели, обусловливающие фактическое потребление материальных и энергетических ресурсов на стадии изготовления продукции).

[ГОСТ Р 52104-2003, статья 4.6]

ресурсоэкономичность продукции: Показатели расходования материальных и энергетических ресурсов в процессе эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

[ГОСТ Р 52104-2003, статья 4.7]

Примечание — Показатель ресурсоэкономичности характеризует ресурсоэффективность на стадии эксплуатации продукции.

норматив расхода топливно-энергетических ресурсов (технический норматив): Научно и технически обоснованная величина нормы расхода энергии (топлива), устанавливаемая в нормативной и технологической документации на конкретное изделие, характеризующая предельно допустимое значение потребления энергии (топлива) на единицу выпускаемой продукции или в регламентированных условиях использования энергетических ресурсов.

[ГОСТ Р 51749-2001, статья 3.1.18]

нормативный энергетический эквивалент; НЭЭ: Показатель, характеризующий народнохозяйственный уровень прямых общих затрат первичной энергии или работы на единицу потребляемого энергоресурса (топлива, тепловой, электрической энергии).

[ГОСТ Р 51749-2001, статья 3.1.19]

топливно-энергетический эквивалент; ТЭЭ: Показатель, характеризующий народнохозяйственный уровень прямых общих затрат первичной энергии или работы на единицу потребляемого топливно-энергетического ресурса.

[ГОСТ Р 51749-2001, статья 3.1.20]

4 Принципы деятельности по стандартизации в сферах материало-, энергосбережения

4.1 Со дня вступления в силу федерального закона [10] впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов стандартизуемые требования к продукции подлежат обязательному исполнению только в части:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

— обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

4.2 Для области стандартизации требований материало-, энергосбережения, охватываемых термином «ресурсосбережение», характерно использование сформулированных на основе изучения зарубежных документов и программ основных принципов, установленных в ГОСТ 30166 (в целом для ресурсосбережения). К ним относятся:

— системность (охват уровней разукрупнения продукции, способов управления материало-, энергоиспользованием и материало-, энергосбережением на производстве);

— комплексность (учет стадий жизненного цикла продукции);

— рациональность ограничений (на основе оптимизации условий выбора показателей материало-, энергосбережения);

— взаимосвязанность (в том числе с экологической безопасностью производственных объектов, информатизацией технологических процессов и технических средств производства, совместимостью и взаимозаменяемостью изделий);

— непрерывность (мероприятий по материало-, энергосбережению во времени);

— конъюнктурность (обращения с материальными и энергетическими ресурсами в условиях рыночных отношений);

— обязательность (положительной динамики рационального использования и экономного расходования материальных и энергетических ресурсов на всех стадиях жизненного цикла продукции).

4.3 Выбор и определение показателей (индикаторов) энергоэффективности на стадиях жизненного цикла продукции (энергосодержания при проектировании, энергоемкости при производстве, энерогоэкономичности при эксплуатации или использовании по назначению) применительно к НДТ должен производиться с учетом установленных принципов.

5 Порядок определения показателей (индикаторов) энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования общепромышленного применения

5.1 Основное назначение показателей (индикаторов) энергоэффективности состоит в обеспечении возможности самостоятельного анализа и мониторинга энергоэффективности, сравнения показателей (индикаторов) энергоэффективности отдельных подразделений, процессов и установок в промышленном производстве [8], [9].

5.2 Показатели (индикаторы) энергоэффективности отражают отношение полезного эффекта использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта. В случае, когда полезным выходом процесса является работа или энергия, в качестве показателей (индикаторов) энергоэффективности используют значения КПД установки.

5.3 Показатель (индикатор) энергоэффективности, представляющий собой отношение затрат энергии к единице произведенной продукции или выходу технологического процесса, называют удельным энергопотреблением (УЭП). Наиболее широко этот показатель используют в нефтехимической и химической отраслях под названием «коэффициент энергоемкости» (КЭЕ) или «показатель энергоэффективности» [7].

5.4 Основная задача показателей (индикаторов) энергоэффективности состоит в обеспечении возможности отслеживать изменение энергоэффективности конкретной производственной установки или технологического процесса с тем, чтобы наблюдать влияние мер и проектов по повышению энергоэффективности на энергетические характеристики процесса/установки.

5.5 Для проведения сравнительного анализа показатели (индикаторы) энергоэффективности должны быть основаны на удельных величинах, в наибольшей степени отвечающих характеру процессов (ГДж/т продукции, кВт·ч/т продукции или ГДж/ед. продукции, кВт·ч/ед. продукции).

5.6 В случае, когда значимым источником энергии на промышленном предприятии являются вторичные энергетические ресурсы, объем их использования как на самом предприятии, так и сторонними потребителями должен быть учтен путем вычитания объема использования вторичных энергоресурсов из общих затрат подведенной энергии.

5.7 Сравнительный анализ энергоэффективности процессов и энергопотребляющего оборудования следует проводить в сопоставимых условиях, для чего перед определением численных значений показателей (индикаторов) энергоэффективности должны быть установлены и закреплены границы оцениваемых процессов и систем, а также методики сравнения различных видов и источников топлива [8], [9].

5.8 Показатели (индикаторы) энергоэффективности могут быть использованы для определения классов энергоэффективности промышленной продукции.

5.9 Применительно к промышленному производству перед определением показателей (индикаторов) энергоэффективности необходимо ознакомиться с:

— руководством по планированию показателей (индикаторов) энергоэффективности, установленным в ГОСТ Р 54197;

— руководством по идентификации аспектов энергоэффективности, установленным в ГОСТ Р 54196;

— руководством по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности, установленным в ГОСТ Р 54198.

5.10 Показатели (индикаторы) энергоэффективности входят в состав системы энергетического менеджмента (СЭнМ по ГОСТ Р ИСО 50001).

5.11 Основные методы подтверждения показателей (индикаторов) знергоэффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям установлены в ГОСТ 31531.

6 Рекомендации по определению показателей (индикаторов) энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования

6.1 Номенклатура показателей (индикаторов) энергетической эффективности (далее — ПЭЭ) в обеспечение энергосбережения, установленная на стадиях жизненного цикла продукции с учетом особенностей проектирования изделий, изготовления продукции, эксплуатации изделий, их ликвидации при переходе в категорию отходов, представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Номенклатура показателей (индикаторов) энергетической эффективности

Состав индикаторов (характеристик) показателя

1 Показатели энергосодержания (при

1.1 Количество электрической энергии, заключенной в изделии, например в электрической батарее

1.2 Количество сжатого газа в емкости

1.3 Количество топливно-энергетических ресурсов, содержащихся в стационарном или неподвижно стоящем объекте, например топлива, смазочных материалов, энергоносителей в автомобиле

2 Показатели энергоемкости (при

2.1 Расход энергоресурсов при изготовлении материала, изделия (партии изделий)

2.2 Удельная производственная энергоемкость материала, изделия

2.3 Удельный расход энергоносителей при изготовлении вещества, материала, изделия

2.4 Энергоемкость производства продукции по ГОСТ 31607

2.5 Полная энергоемкость продукции по ГОСТ 31607

2.6 Коэффициент полезного использования энергии по ГОСТ 31607

2.7 Потеря энергии по ГОСТ 31607

3 Показатели энергоэкономичности (при

3.1 Удельный расход энергоресурсов на стадии эксплуатации изделия (удельная эксплуатационная энергоэкономичность по ГОСТ 30167)

3.2 Расход энергоресурсов (в том числе энергоносителя) при эксплуатации изделия, продукции по ГОСТ 30167

3.3 Давление газа перед горелками по ГОСТ 30167

3.4 Коэффициент избытка воздуха сжигаемой смеси по ГОСТ 30167

3.5 Давление перегретого пара по ГОСТ 30167

3.6 Номинальный ток по ГОСТ 30167

3.7 Номинальное напряжение по ГОСТ 30167

3.8 Частота по ГОСТ 30167

3.9 Потребляемая изделием мощность

3.10 Номинальная потребляемая мощность изделия по ГОСТ 30167

3.11 Коэффициент полезного действия изделия

3.12 Потеря энергии по ГОСТ 30167

3.13 Показатель экономичности энергопотребления изделия по ГОСТ 30167

3.14 Холодильный коэффициент по ГОСТ 30167

6.2 Определение и документирование состава ПЭЭ для конкретного оборудования основываются на выполнении разработчиком конкретного оборудования (документации) комплекса действий, требований, условий и критериев, необходимых для принятия обоснованного решения по обеспечению задач энергосбережения.

6.3 Для принятия обоснованных решений при определении состава ПЭЭ подвергают анализу широкий круг нормативных документов, содержащих информацию о разнородных показателях и характеристиках, описывающих различные аспекты их влияния на энергосбережение в целом, с целью получения объективной оценки ПЭЭ на длительную перспективу, а также для возможности проведения энергетических проверок как потребителей, так и производителей ТЭР.

6.4 В зависимости от различий рассматриваемых объектов ПЭЭ должны описывать энергетические свойства изделий, зданий, сооружений, трубопроводов, электрических сетей и систем, нетрадиционных источников энергии, малой энергетики, специальные вопросы науки и техники, организации и управления, включая энергетическую составляющую на макроэкономическом уровне управления, планирования и статотчетности.

6.5 ПЭЭ, связанные с общеэнергетическими аспектами, должны учитывать и характеризовать:

— свойства электромагнитной совместимости электрооборудования, приборов и электрических сетей;

— качество электрической энергии и режимные параметры электрических сетей, систем и электроприемников;

— качество тепловой энергии и режимные параметры тепловых сетей, систем и оборудования;

— качество и надежность энергоснабжения потребителей.

6.6 ПЭЭ, связанные с внешними ограничениями, должны обеспечивать:

— качество изготавливаемой продукции (выполняемых работ, процессов, услуг);

— охрану окружающей среды без ухудшения экологических характеристик производства;

— экономический рост (не препятствовать планам экономического развития, экономии ресурсов и расширенного воспроизводства);

— научно-технический прогресс (не препятствовать планам повышения качества продукции, обновления оборудования, внедрения новых ТП, автоматизации производства и повышению производительности труда);

— социальную стабилизацию без ухудшения условий труда, баланса рабочих мест и трудовых ресурсов в целом.

6.7 При оценке ПЭЭ необходимо проверять их на совместимость с конкретными производственными условиями для отдельного рабочего места, ТП, предприятия, региона в целом. При этом ПЭЭ, характеризующие разные направления совместимости, не должны выходить за их допустимые и предельные значения.

6.8 Требования экономного использования ТЭР выражаются определенными показателями и их значениями, устанавливаемыми, как правило, при регламентированных режимах применения энергопотребляющего оборудования по его функциональному назначению.

6.8.1 ПЭЭ, установленные на продукцию, потребляющую ТЭР при регламентированных условиях ее эксплуатации, являются техническими нормативами (пункт 5.7 ГОСТ 31532-2012).

6.9 В стандартах на конкретное оборудование, потребляющее ТЭР, устанавливают ПЭЭ и допустимые предельные значения, а также методы подтверждения этих значений.

6.10 Различные виды изделий и технологических процессов (ТП), потребляющих ТЭР, характеризуются различными ПЭЭ вследствие физически различных способов и условий преобразования ТЭР, применяемых в конструкции конкретных изделий и при выполнении различных ТП, поэтому требования энергоэкономичности могут выражаться одним или несколькими ПЭЭ.

6.11 В документах, устанавливающих нормативы потребления ТЭР, должны быть оговорены необходимые условия и режимы работы, при которых они достигаются, а также регламентируются методы испытаний по определению значений каждого показателя с указанием, при наличии, ссылки на соответствующий документ.

Примечание — Информация, приведенная в документе, должна быть достаточной для воспроизведения эксперимента с целью проведения проверки и соблюдения установленных значений технических нормативов.

6.12 Определение ПЭЭ следует осуществлять, руководствуясь конкретными особенностями и свойствами данного объекта, потребностью формирования полного объема требований по экономному применению ТЭР, а также потребностью предоставления, при необходимости, полной информации потребителю об экономичности анализируемого объекта.

6.12.1 В качестве ПЭЭ предпочтительны удельные показатели (пункт 5.2 ГОСТ 31532-2012).

6.12.2 Если совершаемая полезная работа не может быть подсчитана непосредственно в физических единицах, то в качестве показателя экономичности энергопотребления следует выбрать удельный показатель, например отношение расхода ТЭР к величине, характеризующей косвенно, но однозначно совершаемую работу.

Читать статью  Монитор продолжает переходить в режим энергосбережения – как исправить

6.12.3 Ряд объектов характеризуется количеством произведенной полезной работы (полезного эффекта). В этом случае следует предпочесть в качестве ПЭЭ абсолютные показатели (мощность: номинальную, фактическую, установленную, максимальную, общую, суммарную; потери: мощности, при коротком замыкании или холостого хода; тангенс угла потерь; потребляемый ток и др.).

6.12.4 Если потребляемая объектом мощность и развиваемая им полезная мощность для определенного режима работы относительно неизменны во времени, то в качестве относительного показателя экономичности энергопотребления предпочтительно выбрать их отношение, т.е. КПД.

6.12.5 Для изделий, потребляющих одновременно различные виды ТЭР, ПЭЭ устанавливают с учетом пункта 5.6 ГОСТ 31532-2012.

6.12.6 Для ПЭЭ энергетического оборудования, оцениваемых в составе ТП, показателями, выражающими требования энергетической эффективности расходования ТЭР, являются показатели энергоемкости производства единицы продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Примечание — При расчете энергоемкости производства единицы продукции учитывают только ТП основного и вспомогательного производства, без учета потребления ТЭР на отопление, освещение и т.п., напрямую не связанные с изготовлением продукции.

6.12.7 Энергоемкость производства единицы продукции для каждого предприятия отличается в силу различных факторов, приведенных в 4.4, поэтому уровень энергоемкости даже аналогичных ТП с однотипным оборудованием может отличаться от другого, в связи с чем показатели энергоемкости устанавливают на уровне предприятий (пункт 7.4 ГОСТ 31532-2012) в виде индикаторов.

6.12.8 Показатели энергоемкости производства продукции могут быть представлены в виде абсолютных и удельных значений.

1 Абсолютные значения ПЭЭ выражают в абсолютных значениях общего количества (объема, массы и т.п.) ТЭР, израсходованных на производство продукции.

2 Удельные значения ПЭЭ выражают отношением абсолютных значений энергоемкости производства всей продукции к ее общему количеству или отношением энергоемкости производства единицы продукции к одному из показателей, характеризующих основные ее свойства.

6.12.9 Установленные в документах значения ПЭЭ следует записывать с указанием допустимых пределов изменения величин по оговоренным критериям (пункт 7.8 ГОСТ 31532-2012).

6.12.10 Значения показателей энергоемкости производства единицы продукции, выполнения работ и оказания услуг для предприятия в целом могут служить основой расчета плановой нормы для определения лимитов расхода ТЭР, расчета потребности в ТЭР на плановый период времени и в качестве базы для различных форм материального стимулирования предприятия вышестоящими органами управления и энергокомпанией, а также для стимулирования энергосбережения на всех уровнях управления и производства.

6.12.11 При идентификации и определении ПЭЭ учитывают характеристики, установленные в приложении А к настоящему стандарту.

6.13 Показатели энергосбережения изделий, расходующих различные виды топлива, энергии, энергоносителей следует, как правило, определять (выбирать) и вносить в нормативно-методическую документацию с учетом особенностей каждого вида топлива, энергии, энергоносителей.

6.14 Для учета потребления ТЭР всех видов необходимо проводить перерасчет, ориентируясь на условное топливо.

6.14.1 Под условным топливом понимают топливо теплотой сгорания 29300 кДж/кг.

6.14.2 Перерасчет натурального топлива на условное проводят по формуле

Анализ целевых показателей энергоэффективности, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225

, (1)

где — количество условного топлива, кг;

— количество натурального топлива, кг;

— средняя теплота сгорания натурального топлива, кДж/кг.

6.14.3 Пересчет электрической, тепловой энергии и топлива на условное топливо должен проводиться по их физическим (энергетическим) характеристикам на основании следующих соотношений [7, с.63]:

1 кг у.т. =29,30 МДж =7000 ккал;

1 кВт·ч =3,6 МДж =0,12 кг у.т;

1 кг дизельного топлива равен 1,45 кг у.т;

1 кг автомобильного бензина равен 1,52 кг у.т;

1 ккал =427 кг·м =4,19 кДж =1,163 Вт·ч;

1 л.с·ч =2,65 МДж; 1 МДж =0,278 кВт·ч.

6.15 Значения энергетических эквивалентов для ТЭР и некоторых видов металлов, материалов, сооружений, транспортных средств, а также затраты живого труда для некоторых категорий работ приведены в таблице 2 (пункт 6.1 ГОСТ Р 51750-2001).

Таблица 2 — Энергетические эквиваленты

Энергосодержание ТЭР, Дж/кг

Топливно-энергетические ресурсы (МДж/кг)

Анализ целевых показателей энергоэффективности, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225

Мировая практика знает набор широко признанных и отлично себя зарекомендовавших показателей энергоэффективности. Они широко используются на протяжении десятилетий, причем существует несколько систем международного сопоставления таких индикаторов. Однако разработчики Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» по каким-то причинам этот богатый опыт проигнорировали и придумали свой, очень неудачный, набор показателей, подробный анализ которого приведен ниже.

Статистический мониторинг большей части показателей, указанных в Приложении 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации №1225, по имеющимся формам государственной статистической отчетности не ведется, поэтому их базовые значения за 2007-2009 гг. оценены быть не могут, как не могут быть оценены и целевые значения этих показателей до 2020 г.

Эта ситуация приводит к тому, что разработанные региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности формально не могут полностью соответствовать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1225. Такое соответствие станет возможным лишь по мере внесения необходимых изменений в формы государственной статистической отчетности и в системы ведомственного учета для той части индикаторов, которая по причине отсутствия данных не могла быть оценена в период разработки программ, или, что более разумно, по мере пересмотра перечня показателей данного Постановления. Третий вариант – регионы или муниципальные образования «нарисуют» показатели, проверить достоверность которых невозможно по причине отсутствия статистики. Ниже подробно разобраны проблемы с оценкой всех показателей Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации № 1225. Все показатели Постановления № 1225 были оценены в долгосрочной областной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года». Поэтому на примере данных этой программы будут даны некоторые комментарии.

Группа общих целевых показателей Постановления № 1225 полностью игнорирует индикаторы повышения энергоэффективности в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, на транспорте, а также потребление жидкого топлива, угля и прочих видов твердого топлива.

Согласно логике этой группы показателей для негазифицированных регионов, все потребление энергии сводится только к потреблению электроэнергии и тепловой энергии. В перечне нет даже такого показателя как электроемкость ВРП. Перечень целевых показателей в жилищном фонде не дает данных о суммарном потреблении энергии на 1 м 2 , не учитывает потребление сжиженного газа, угля, дров и прочих видов твердого топлива, не учитывает использования возобновляемых источников энергии, не дает сведений об эффективности бытовых электроприборов, не дает данных о параметрах энергоэффективности для новых зданий, при том что все эти индикаторы годами используются в России и за рубежом для оценки эффективности использования энергии и воды в жилищном секторе.

Таблица 4.1. Анализ проблем с оценкой всех показателей Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации №1225

Поскольку речь идет об общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации, то они должны учитываться.

Было бы корректнее просто оценивать долю отпуска тепловой энергии по приборам учета без формулировки «в части многоквартирных домов – с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета», которая только сбивает с толку.

Þ Отсутствие четкой и корректной методики оценки экономии ресурса в натуральном выражении. Непонятно: это экономия за счет только мер программы, или за счет всех факторов?

Þ Отсутствие четкой и корректной методики оценки экономии ресурса в стоимостном выражении.

В проекте «Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях» эти проблемы решаются с грубыми методическими ошибками (см. ниже комментарии к проекту «Методики» — Приложение 2).

Неясно, как оценивать экономию в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, на транспорте.

Неясно также, почему не важна экономия жидкого топлива и угля? Их в перечне индикаторов нет.

Создается впечатление, что авторы Постановления не знают, что во многих бюджетных организациях еще есть котельные, работающие на жидком топливе, дровах или угле. Все эти энергоресурсы в расчетах индикаторов по бюджетной сфере в расчет не принимаются.

Чтобы быть более информативным, показатель должен корректироваться на градусосутки отопительного периода.

Для определения этого показателя для субъекта Российской Федерации необходимо, чтобы была создана база данных как по потреблению воды, так и по числу потребителей. Ее еще нет. На ее создание в целом по субъекту Российской Федерации потребуется время. Нужно, чтобы она сначала была создана во всех муниципальных образованиях.

Статистика здесь может помочь очень мало. Данные статистики о численности учащихся или больных не разбиваются по объектам, имеющим и не имеющим приборов учета воды.

Статистика не дает разбивку числа получателей бюджетных услуг по принципу наличия приборов учета.

Вода не является энергетическим ресурсом – должна ли она учитываться?

Как определяются сопоставимые условия?

При росте доли самофинансирования организаций социальной сферы как точно определить бюджетное учреждение и как разделить расходы на обеспечение энергетическими ресурсами между собственными средствами бюджетного учреждения и бюджетными средствами?

Данные по субъекту Российской Федерации появятся только после того, как такую работу закончат все муниципальные образования.

Совершенно непонятно, что дают три первых индикатора. Достаточно было бы одного — доля объемов электрической энергии, потребляемой в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета.

Второй показатель непонятен. Потребление электроэнергии в жилом доме равно сумме потребления абонентов – квартир, потребления нежилыми абонентами, размещенными в жилом доме, потребления на цели лифтового хозяйства, тепловых пунктов, внутреннего и дворового освещения. При этом на доме, как правило, нет одного-единственного прибора учета, их несколько десятков или даже сотен. Приборы учета для потребления на цели лифтового хозяйства, тепловых пунктов и внутреннего и дворового освещения являются общедомовыми. Речь идет о них? Тогда что делать с показаниями индивидуальных приборов учета? Они должны добавляться. Или речь идет о приборах учета на весь дом и на все нужды? Таких единицы. Тогда ТСЖ или УК должна расплачиваться по общедомовому прибору учета с энергосбытом, а домохозяйства должны перестать быть его абонентами.

Теплоснабжающие организации не имеют форм статистической отчетности, определяющих необходимость выделения многоквартирных домов. Такое выделение может быть сделано, но это потребует специальной обработки баз данных по всем абонентам в жилищном секторе. На это уйдет время.

Неясно, что делать с потреблением воды нежилыми помещениями и на общедомовые нужды в МКД. Как их учитывать? Показатель не определяет, что речь идет о потреблении воды на цели жилищного сектора.

Данные по субъекту Российской Федерации появятся только после того, как такую работу закончат все муниципальные образования.

Форм статистической отчетности, по которым теплоснабжающие организации или расчетные центры обязаны таким образом систематизировать данные, еще нет.

Показатель не требует коррекции на качество теплоснабжения (учет «недотопов» и «перетопов»). При «недотопах» удельный расход тепловой энергии может снизиться, а вот удельный расход электроэнергии – вырасти. Не производится также коррекция на градусосутки отопительного периода. СНиПы и ТСН во многих регионах регулируют удельный расход тепловой энергии на 1 м 2 на градусосутки отопительного периода. Это делает сопоставимыми показатели разных климатических зон.

Расход тепловой энергии осуществляется на цели отопления, горячего водоснабжения и – реже – вентиляции. Поскольку показатель не уточняет этого, то в домах с разным уровнем благоустройства будут оцениваться несопоставимые показатели. Рост доли обеспеченности горячим водоснабжением может привести к росту показателя. Удельный показатель в большой степени зависит от этажности жилого фонда.

Рост доли малоэтажной застройки приведет к росту удельного расхода тепловой энергии. Требуется четкое определение многоквартирного дома.

На нижних этажах жилых зданий в нежилых помещениях часто расположены различные организации. Показатель не уточняет, как это потребление должно учитываться. Потребление в нежилых помещениях, как правило, оценивается расчетным способом по тепловым нагрузкам. Тогда потребление жилыми помещениями будет равно разнице показаний приборов учета и объемов, выставленных по счетам для нежилых помещений.

Данные могут быть получены только на основе баз данных (БД) теплоснабжающих организаций, расчетных центров или электронных БД мониторинга потребления энергии и воды всеми зданиями муниципального образования. Средний по городу показатель получается как средневзвешенный по площади жилых домов. Данные в теплоснабжающих организациях организованы по уровням нагрузки, а при наличии горячей воды – по числу пользователей. В этих БД, как правило, нет данных по площади зданий, тем более с выделением нежилых помещений. Для этих целей можно будет использовать только данные расчетных центров после перехода на оплату тепла по приборам учета. Во многих городах этот переход еще не осуществлен. Кардинальным решением этой проблемы является создание специальных электронных баз данных для мониторинга потребления энергии и воды жилыми зданиями. Многие города приступили к их формированию, но в завершенном виде они существуют только в отдельных городах. Требуется сбор данных о площадях. Это требует времени. Данные по субъекту Российской Федерации появятся только после того, как такую работу закончат все муниципальные образования.

Как относиться к ситуации, когда в многоквартирном доме у всех есть индивидуальные приборы учета, но нет коллективного (общедомового) прибора?

Почему расход воды определяется не на 1 человека, а на 1 м 2 ? Самый низкий показатель будет в малозаселенных новых домах. В бюджетной сфере удельный расход определяется в расчете на 1 человека.

См. замечания выше по поводу отсутствия данных у ресурсоснабжающих организаций о площадях жилых зданий и о потреблении ресурсов в многоквартирных домах.

Расчетными способами определяется потребление электроэнергии в основном в сельской местности, в военных городках и т.п.

Топливная экономичность легковых автомобилей и грузовиков авторов Постановления не интересует.

Почему речь идет только об общественном транспорте с регулируемыми тарифами? А остальные транспортные средства нас не интересуют?

Анализ целевых показателей энергоэффективности, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225

Cтраницы: 1 | 2 | читать дальше>>

Башмаков И.А., Анализ целевых показателей энергоэффективности, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225

Источник: Журнал «Новости теплоснабжения» №9, 2010 г, , www.ntsn.ru

  • Тема: Энергосбережение
  • скачать архив.zip (39 кБт)
  • Распечатать статью
  • Обсудить статью в форуме
  • Оставить комментарий
  • Тематические метки (теги)

Оставить комментарий

Чтобы комментировать материал — пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь ( регистрация БЕСПЛАТНО!)

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки — служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Чтобы добавить свои теги — пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь ( регистрация БЕСПЛАТНО!)

Похожие статьи:

Промывка отопительных систем — повышение их эксплуатационной надежности

Энергосбережение (точка зрения)

Статьи по темам:

  • Источники тепловой энергии
  • Тепловые сети
  • Водоподготовка
  • Когенерация
  • Децентрализованное теплоснабжение
  • Теплопотребление и тепловые пункты
  • Учет энергоносителей
  • Нетрадиционные и новые источники тепловой энергии
  • Общестроительные материалы
  • Энергосбережение
  • Энергоаудит
  • Юбилейная дата и публицистика
  • Экономика и управление
  • Охрана труда и промышленная безопасность
  • Аналитические материалы. Состояние теплоснабжения в РФ
  • Аналитические материалы. Проект ПРООН RUS/96/G31
  • Аналитические материалы. Доклады участников Общероссийского совещания по проблемам теплоснабжения,2003 г.
  • Обзор научно-технических изданий и материалы НТС
  • НП «Российское теплоснабжение»
  • Централизованное теплоснабжение
  • Правовое регулирование
  • Новые технологии
  • Обмен опытом
Свежий номер журнала НТ

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Возрастная категория Интернет-сайта «18+»
© РосТепло.ru — Информационная система по теплоснабжению, 2003-2023
О проекте | Карта портала | Реклама на РосТепло.ru |

Cаморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО-Э-150)
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»

Чувашия одна из первых в стране обеспечила сдачу энергетических деклараций государственными и муниципальными учреждениями в срок

«Впервые за 10 лет выгружены в срок энергетические декларации всеми исполнительными органами и органами местного самоуправления Чувашии, а так же их подведомственными учреждениями. Это 1 611 энергетических деклараций. Один из лучших результатов в стране», – отметил министр промышленности и энергетики Чувашии Александр Кондратьев.

Важность претворения в жизнь муниципалитетами мероприятий по энергоэффективности отмечал Глава Чувашии Олег Николаев в своем Послании Госсовету республики на 2023 год: «В прошлом году разработаны муниципальные программы энергоэффективности. Их экономический эффект может составить около 200 млн рублей ежегодно. Нельзя допустить, чтобы, как это было раньше, программы «успешно» лежали на полках. Их надо претворить в жизнь и добиться не только прямой экономии, но и повышения надежности функционирования энергохозяйства. Прошу органы местного самоуправления активно включиться в их реализацию, а Минпромэнерго Чувашии обеспечить должную координацию и контроль реализации утвержденных программ».

Мишустин призвал завершить в СКФО пилотные программы развития энергетики и ЖКХ

Премьер-министр напомнил, что уже созданы единые операторы и расчетные центры, внесены соответствующие изменения в законодательство, проводится консолидация имущества предприятий ЖКХ, приняты также решения по установлению экономически обоснованных тарифов.

Минеральные воды, 3 мая. Пилотные программы по модернизации энергетики и ЖКХ важно завершить в регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), отметил премьер-министр России Михаил Мишустин в среду на совещании правкомиссии по развитию СКФО в ходе поездки в Минеральные воды.

Адреса энергосбережения. В ОАО «Василишки» (Республика Беларусь) завершилось строительство блочно-модульной котельной

31 марта 2023 г. в рамках реализации Государственной программы Республики Беларусь «Энергосбережение» на 2021-2025 годы с долевым финансированием за счет средств республиканского бюджета введен в эксплуатацию проект «Строительство газовой блочно-модульной котельной для свиноводческого комплекса ОАО «Василишки» при д. Зброжки Щучинского района».

Сообщает главный специалист сектора инспекционного надзора ИЭО Гродненского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Степан Севрюков.

Замминистра экономики: три региона Северного Кавказа переходят на эффективные системы управления ЖКХ

В Дагестане, Ингушетии и Северной Осетии на базе единых региональных операторов консолидируют имущественный комплекс предприятий жилищно-коммунального

Об этом сообщил заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров на первой Кавказской инвестиционной выставке в Минеральных Водах.

ФАС: Изменение тарифа на передачу электроэнергии не затронет граждан

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) пояснили, что изменение тарифа на передачу электроэнергии направлено на реализацию масштабной инвестиционной программы в сетевом комплексе и не затронет население.

Экологи получили новый профессиональный стандарт – специалиста по инженерной защите окружающей среды

В России продолжается упорядочение системы квалификаций на основе профессиональных стандартов.

Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ), разработала уже ряд стандартов в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергоэффективности, и очередной из них – «Специалист по инженерной защите окружающей среды» – прошел все этапы и был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.03.2023 № 144н.

ea@sro150.ru
expert@sro150.ru
8-925-905-26-73
8 (499) 394-40-61

СРО энергоаудиторов

  • Новости по теме энергосбережения, повышения энергоэффективности, климатической и экологической повестки в России и мире
  • Новости законодательства, события, документы и объявления СРО энергоаудиторов
  • О партнерстве
  • Документы СРО
  • Условия вступления и членства в СРО
  • Контроль СРО
  • Обучение и повышение квалификации
  • Информация для бухгалтера
  • Личный кабинет

Реестры СРО

  • Реестр действующих членов СРО
  • Реестр свидетельств (допуск СРО)
  • Единый реестр энергопаспортов и программ энергосбережения
  • Извещения Минэнерго России о регистрации энергопаспортов
  • Реестр СРО-Э России

Законодательство

  • Федеральные законы
  • Постановления Правительства
  • Распоряжения Правительства
  • Приказы министерств и ведомств
  • ГОСТы и стандарты
  • Прочие документы

Для членов СРО

  • Методические материалы
  • Образцы документов
  • Бланк энергопаспорта, XLS
  • Бланк энергопаспорта здания, XLS
  • Бланк энергопаспорта проекта здания, XLS
  • Бланк энергопаспорта здания жилого дома (ФСР ЖКХ)
  • Программа энергосбережения
  • Муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • Энергодекларация
  • Вопрос-ответ
  • Калькуляторы

Регистрация энергопаспорта и программы энергосбережения в СРО

  • Размеры взносов и регламент
  • Заявление на проведение контроля (экспертизы)
  • Поиск по единому реестру энергопаспортов и программ энергосбережения

Новости и объявления СРО

  • 04.05.2023. Мишустин призвал завершить в СКФО пилотные программы развития энергетики и ЖКХ
  • 02.05.2023. Учётные данные с портала госуслуг теперь можно использовать для входа в «личные кабинеты» на сайтах энергокомпаний
  • 02.05.2023. Михаил Мишустин утвердил перечень дополнительных мер поддержки развития электротранспорта
  • 26.04.2023. Пресс-конференция о белорусско-российском сотрудничестве в рамках конкурса по энергоэффективности и ресурсосбережению пройдет в БЕЛТА 27 апреля
  • 26.04.2023. Сергей Романов: Россия обладает одной из самых «чистых» структур электроэнергетики в мире
  • 25.04.2023. Российский экологический оператор разработал разработал ГОСТ по производству альтернативного топлива из ТКО
  • 21.04.2023. Хуснуллин доложил Путину о неравномерной тарифной политике в ЖКХ в регионах
  • 20.04.2023. Николай Шульгинов: «Потребление электроэнергии в России за текущий осенне-зимний период выросло на 0,5%»
  • 17.04.2023. Подписан закон, определяющий порядок установки приборов учёта электроэнергии в подлежащих капремонту домах
  • 14.04.2023. Марат Хуснуллин: Одобрены ещё три региональные программы модернизации коммунальной инфраструктуры
  • 07.04.2023. Более 40 миллиардов рублей сэкономили регионы благодаря повышению энергоэффективности за два года
  • 06.04.2023. Алексей Кулапин: Россия продолжит укрепление международного партнерства в части устойчивого развития глобальной энергетики
  • 05.04.2023. Формы предоставления информации для подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации и порядков их заполнения
  • 05.04.2023. Татарстанский международный форум по энергетике и энергоресурсоэффективности ТЭФ-2023
  • 30.03.2023. Обновлена автоматизированная расчетная форма (калькулятор ЦУС)
  • 29.03.2023. Снижение стоимости технологий водородной энергетики – ключевая задача, обозначенная на заседании группы экспертов по газу ЕЭК ООН
  • 24.03.2023. Николай Шульгинов: «Одна из ключевых задач на 2023 год – актуализация Энергостратегии и продление её прогнозного периода до 2050 года»
  • 22.03.2023. Проект новых ПТЭ предложен для публичных обсуждений
  • 21.03.2023. Национальный стандарт в области системы энергетического менеджмента подготовлен при участии РЭА Минэнерго России
  • 15.03.2023. Володин: В юрисдикции РФ должны находиться все компании из сферы энергетики

Регистрация энергопаспортов

  • 05.08.2020. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в Минэкономразвития России (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти)
  • 16.01.2019. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
  • 15.01.2019. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
  • 29.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
  • 25.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
  • 17.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
  • 10.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
  • 05.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Проверить энергопаспорт

Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 1289 от 07.10.2019 г. «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды» Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 г. № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды»

Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Напоминаем, что на данный момент все учреждения должны иметь разработанные заново, либо откорректированные с учетом требований Постановления Правительства РФ от 07.10.2019 г. № 1289 и Приказа Минэкономразвития России от 15.07.2020 г. № 425 программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Отправьте заявку на эл. почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. и получите от действующих членов СРО энергоаудиторов предложение на разработку (корректировку) программы энергосбережения для Вашего учреждения. Укажите в своей заявке количество отдельных зданий для уточнения стоимости.

Стоимость программы энергосбережения – от 7 900 руб.

Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения)

Программа энергосбережения должна содержать целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий, иные положения (п. 1 ст. 25 №261-ФЗ).

Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки являются основными целями энергетического обследования (п. 2 ст. 15 №261-ФЗ), а деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (п. 4 ст. 15 №261-ФЗ).

Таким образом, согласно положениям ст. 15 №261-ФЗ расчет показателей, мероприятий, ожидаемых результатов для программы энергосбережения могут быть осуществлен только с участием квалифицированных лиц, являющимися членами СРО энергоаудиторов.

Согласно Стандартам и правилам СРО НП «МАЭ», программа энергосбережения должна быть разработана на основании энергетического паспорта, содержащего всю необходимую информацию об объекте. Энергетический паспорт должен иметь отметку о соответствии, выданную СРО энергоаудиторов (п. 5.3 ст. 15 №261-ФЗ, печать СРО энергоаудиторов на титульном листе, экспертное заключение), что подтверждает корректность расчета показателей, мероприятий, ожидаемых результатов для программы энергосбережения. Отметка о соответствии СРО энергоаудиторов проставляется также в программе энергосбережения.

Отсутствие отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов, на программе энергосбережения или энергопаспорте, на основании которого она разработана, является нарушением положений №261-ФЗ о том, что расчет показателей, мероприятий, ожидаемых результатов энергосбережения могут быть осуществлен только квалифицированными лицами, являющимися членами СРО энергоаудиторов.

При возникновении замечании и пожеланий, пишите: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ

Статья 25. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства или муниципального образования и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности к Программам энергосбережения

В частности, п. 1 ст. 25 №261-ФЗ содержит требование об обязательности наличия программы энергосбережения для организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности:

  • 1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;
  • 2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;
  • 3) иные положения согласно требованиям частей 2 — 4 настоящей статьи.

В п. 1.2 ст. 25 №261-ФЗ указано, что требования к форме программ энергосбережения и отчетности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым в настоящее время является Минэкономразвития России:

1.2. Требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В п. 3 и 4 ст. 25 №261-ФЗ приведена информация о сведениях, которые должны содержаться в программах энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности:

  • 1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ (без указания их значений);
  • 2) перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения;
  • 3) показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

    4. Требования к указанным в части 3 настоящей статьи программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также могут содержать значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и иные показатели.

Актуальные требования к программам энергосбережения

Требования законодательства к Программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приведены в следующих документах:

  • Федеральный закон Российской Федерации №261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Приказ Минэкономразвития России от 09.07.2021 г. № 419 «Об утверждении Порядка определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях»
  • Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2021 г. № 263 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 г. № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды»
  • Приказ Минэкономразвития России №468 от 29.06.2019 г. «Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности»
  • Приказ Минэкономразвития России №61 от 07.02.2010 г. «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
  • Приказ Минэнерго России №398 от 30.06.2014 г. «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

Разработка программы энергосбережения

Отправьте заявку на эл. почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. и получите от действующих членов СРО энергоаудиторов предложение на разработку программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Узнать больше о программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

  • 12.11.2021. Президент России поручил продлить программу энергосбережения до 2035 года
  • 08.11.2021. Разработка программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • 18.08.2021. Обновлена методика расчета показателей региональных программ в области энергоснабжения
  • 19.02.2021. Приняты новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • 23.09.2020. Минэкономразвития обновляет порядок определения объёма снижения потребляемых ресурсов бюджетными учреждениями
  • 16.07.2020. Для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации Минэкономразвития России по снижению потребления энергоресурсов и воды
  • 26.06.2020. Утвержден новый срок установления требований по постановлению Правительства РФ № 1289 от 07.10.2019 г. «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
  • 10.10.2019. Подписано Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 г. № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
  • 14.07.2019. Экспертиза Программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • 25.01.2019. О требованиях к снижению потребления энергоресурсов государственными (муниципальными) учреждениями
  • 23.01.2019. Требования к программам энергосбережения бюджетных организаций
  • 20.11.2018. Правительство установило дополнительные требования к программам энергосбережения регулируемых организаций
  • 12.09.2018. Требования к программам энергоэффективности и снижению потребления в бюджетных учреждениях
  • 10.04.2018. Госдума приняла закон о единых требованиях к программам энергосбережения
  • 08.05.2018. Дополнен перечень полномочий органов госвласти в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
  • Минэкономразвития России
  • Минэнерго России
  • Энергосбережение и энергоэффективность
  • Правительство России
  • Программа энергосбережения
  • Назад
  • Вперед

Анализ целевых показателей энергоэффективности, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Программа энергосбережения

Финансовые условия вступления и членства в СРО НП «МАЭ» — СРО-Э-150

Отсутствует – 0 рублей! Получите допуск СРО энергоаудиторов за 1 рабочий день!

Всего 3 000 руб. Вносится единоразово при вступлении в СРО.

1 500 (ФЛ), 2 000 (ИП), 2 500 (ЮЛ) руб. в месяц.
Скидка при оплате за год!

От 1 000 руб.
Единоразово, повторные поступления –
без взноса!

Дополнительные виды взносов и скрытые затраты отсутствуют. Узнать больше: Членские взносы СРО энергоаудиторов.

Источник https://allgosts.ru/13/030/gost_r_56828.29-2017

Источник https://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=2338

Источник https://sro150.ru/programma-energosberezheniya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: